Благотворительная деятельность в России на рубеже XVIII-XIX веков

Информация » Благотворительная деятельность в России на рубеже XVIII-XIX веков

На рубеже XVIII – XIX веков общественное призрение начинает складываться в определенную систему со своими светскими институтами, появляется специальное законодательство, регулирующее деятельность не только приказов общественного призрения, но и благотворительную деятельность в обществе. На основе расширяющейся благотворительной практики создаются учреждения поддержки разным категориям нуждающихся: беспризорным детям, инвалидам, увечным воинам, слепым, глухим и т.д. Намечаются меры и по решению проблем социальной патологии: проституции, профессионального нищенства, детской безнадзорности. Этот пласт проблем становится неотъемлемой частью общественного призрения, что, в свою очередь, расширяет практику помощи и поддержки нуждающимся.

Призрение нищих, престарелых, немощных испокон веков считалось делом человеколюбивым и богоугодным. Профессор В.О. Ключевский в книге «Добрые люди Древней Руси» писал: «Наши предки любовь к ближнему понимали, прежде всего, в подвиге сострадания к страждущему, ее первым требованием признавали личную милостыню». «Любовь к ближнему, - говорит он, - это, прежде всего, накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице».

Человеколюбие на деле значило нищелюбие. Благотворительность была не столько средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше была нужна самому нищелюбцу, чем нищему… Древнерусский благотворитель, «христолюбец», меньше помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, чем о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования. «В рай входят святой милостыней, - говорили на Руси. – Нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается».

Милостыня – одна из древнейших форм проявления гуманного отношения к человеку, выражение сострадания убогим и нищим в виде подаяния им денег или иных материальных средств существования. Специфика этой формы благотворительности – ее сугубо индивидуальный характер, зависящий от личностных свойств подающего милостыню. Подаяние считалось показателем нравственности человека. Различного рода бродяги, живущие подаянием, калики и юродивые считались людьми божьими. Через милостыню обыватель как бы приобщался к великому таинству божественной благодати, ибо был воспитан на заповеди: «Будьте милосердны, как милосерден Отец наш Небесный». Подаянием человек вносил свою посильную лепту в создание атмосферы сострадания и взаимопомощи. Как первичная форма благотворительности милостыня носит неорганизованный характер и наряду с позитивными характеризуется некоторыми и негативными моментами – в частности, постоянные и щедрые подаяния способствуют развитию профессионального нищенства.


Популярные статьи:

Ключевые понятия и их интерпретация
Два ключевые понятия, отражающие предмет и объект исследования: совместительство и преподаватель. Косвенные понятия – качество образования и заработная плата профессорско-преподавательского состава. Возьмем определение понятия «совместител ...

Тайны общественно значимой собственности.
Все представления населения СССР и теперешней России, стран СНГ и даже закаленных капитализмом остальных стран о собственности на проверку оказались почти эмбрионального уровня – куцыми. Ученые общественных наук всех стран и даже знамениты ...

Релятивистская социология Г.Зиммеля
Зиммель считал социологию, относительно всех существующих наук, новым методом, вспомогательным средством исследования, который должен изучать формы обобществления. Он ввёл подразделение на общую, чистую и философскую социологию. Указав на ...