Проблемы интеллектуальной миграции в России и пути их решения
В условиях глобализации начинает формироваться не только единый рынок капиталов, товаров, технологий, но и рабочей силы. Интеллектуальная миграция – одна из важнейших миграций населения. Ей, как и миграции населения в целом, свойственно циклическое развитие.
Современный период характеризуется высокой миграционной активностью. Не случайно этот процесс привлекает внимание ученых и государственных деятелей. Если международной миграции ученых перед 2-ой мировой войной посвящено большое количество научных работ, то факторы и механизмы современной интеллектуальной миграции мало изучены. Особенно это относится к российской миграции. Именно этим и объясняется выбор данной темы.
Данная тема, безусловно, актуальна, т.к. на настоящий момент мы имеем миграцию, развивающуюся крайне противоречиво и иррационально. Миграционные взрывы в России характеризуются не только масштабами, но и нетрадиционными причинами, а также своеобразными формами проявления. Если в прошлом главными факторами миграции являлись в основном обстоятельства внутринаучного порядка, то в настоящее время решающую роль играет ситуация, складывающаяся за пределами науки, т.е. в рамках общества в целом: кризис экономики, социальных, межнациональных и политических отношений, культуры. Этот кризис преломляется и в сфере науки таким образом, что личность, посвятившая себя научному познанию, не имеет возможности самореализоваться в качестве ученого.
В результате возникает парадоксально-трагическое положение. Те труженики науки, которые не находят себе места или лишаются места в ней, мигрируют в другие области деятельности (чаще всего в бизнес), либо мигрируют в другие страны. Масштабы обратного движения – из стран дальнего и ближнего зарубежья – пока неизмеримо меньше. Все это придает миграционным процессам особую качественную специфику, их нельзя считать нормальными процессами миграции из периферии в центр мирового научного пространства. Уже сейчас возникают серьезные трудности в высшей школе; демографические характеристики миграции, ее омоложение заставляют весьма основательно задуматься о будущем российской науки и технологии.
При выборе темы была поставлена цель – оценка потенциала России на основе изучения современных миграционных процессов.
Для достижения выбранной цели были решены следующие задачи:
· изучена учебная литература, статьи из экономических журналов,
· проанализированы общие и специальные факторы и социальные механизмы интеллектуальной миграции
· установлена интенсивность миграционных процессов
· определены тенденции изменения интеллектуальной миграции, спрогнозирована ее динамика в будущем;
· составлены таблицы и диаграммы;
· сделаны выводы об интеллектуальном потенциале нашей страны и проблемах создания подходящих условий для его развития в России.
В зависимости от конкретных задач использовались определенные методы и приемы. Основу работы составили аналитический метод и сравнительный анализ статистических данных.
Изучение как позитивного, так и негативного зарубежного опыта регулирования миграционных потоков может дать ценный материал для выработки ориентиров совершенствования законодательных основ соответствующей политики России.
- Экономическая сущность интеллектуальной миграции. Интеллектуальная миграция: общая характеристика
- Факторы, причины и условия интеллектуальной миграции
- Интеллектуальная эмиграция: особенности международного и внутреннего рынка научных кадров
- Кризис науки в России и эмиграция российских ученых
- Масштабы и структурные особенности миграции российских научных кадров
- Основные причины эмиграции и миграционные намерения
- Последствия «утечки умов»: проблема оценки
- Анализ российской интеллектуальной эмиграции. Современная миграционная ситуация в России
- Пути решения проблем миграционной политики России
- Создание в России университетов мирового класса
- Заключение
Популярные статьи:
Интеллектуальная эмиграция:
особенности международного и внутреннего рынка научных кадров
Если спрос на ученых и специалистов детализировать по регионам и странам, он оказывается достаточно ограниченным и избирательным, причем не только по уровню квалификации, но и по дисциплинарной структуре. Наибольшим спросом пользуются спец ...
Создание в России
университетов мирового класса
Есть три стратегии создания в России университетов мирового класса. Любая из них требует больших инвестиций, интернационализации высшего образования и совершенствования управления вузами. В докладе Всемирного банка, посвященном экономике з ...
Немарксистские подходы к определению классов
В различных социологических школах — например, американской и английской — классовые теории развивались в различных направлениях. Послевоенные американские социологи вообще рассматривали свое общество как бесклассовое. Это происходило отча ...