Благотворительность в протестантизме

Информация » Благотворительность в протестантизме

В научной литературе понятие «благотворительность» имеет неоднозначное толкование. С одной стороны, «благотворительность» рассматривают как помощь всем нуждающимся из чувства сострадания и религиозно-нравственных потребностей без заботы о дальнейшей их судьбе.

На протяжении истории характер, формы и мотивы благотворительной деятельности претерпевают изменения. В период раннего христианства как на Западе, так и на Востоке, в том числе и в России помощь нищим, больным являлась проявлением любви и милосердия к ближнему, которая взращивалась в христианских проповедях. В соответствии с учением о блаженстве обездоленных, плачущих, алчущих, гонимых христиане, уверовавшие во Христа часто отказывались от собственности, раздавали свое имущество нуждающимся. Помощь нуждающимся в виде раздачи милостыни (деньгами, пищей и пр.) являлась добровольным делом. Она не могла распространяться на всех нуждающихся. Постепенно благие дела людей, движимых милосердием – частных лиц, представителей церкви и власти - начинают приобретать организованные формы. Церкви и монастыри предоставляют приют и помощь нуждающимся.

Имеются сведения о том, что первые попытки организовать призрение слепых относятся к IV веку, когда появляются первые приюты для людей с различными недугами – ксендохии. В 369 году в Кесарии был открыт приют священнослужителем Василием (около 330-379гг.). Впоследствии подобные заведения открываются в разных странах. В 630г. в Иерусалиме открывается приют для слепых - Дом слепых, где незрячие получали пищу и кров.

По мере распространения и укрепления христианства обнаруживаются различия в мотивах и организации благотворительной деятельности, характерные для трех христианских конфессий – православия, католицизма и протестантизма. Соответственно складываются разные модели попечительской деятельности. На католическом Западе попечительство о больных и страждущих было практически целиком сосредоточено в руках церкви. В средние века в широкое распространение получает учение об индульгенциях – об отпущении грехов за известное приношение в церковную кассу. Служение страждущему человечеству становится обязательным делом. В Европейских странах создаются объединения людей, так называемые ордена, братства. Вступающие в ордена давали три обета – бедности, безбрачия и беспрекословного послушания - и посвящали себя делам благотворения и милосердия. Богатства, стекавшиеся в Западную Церковь, позволяли строить в большом количестве больницы и приюты. Во время крестовых походов, когда сотни тысяч людей отправились на Восток для освобождения Палестины от мусульман появляются ордена иоаннитов, тамплиеров, немецких рыцарей, целью которых было покровительство пилигримам, больным и неимущим. Как отмечают исследователи, дух благочестия, самоотверженности и преданности делу служения людям, характерный для начала деятельности орденов постепенно утрачивается.

Эпоха Реформации вносит некоторые изменения в мотивы и организацию благотворительной деятельности. Протестантизм выступал против католицизма, стремившегося во всем контролировать дела призрения, и ставил своей целью все христианское общество сделать той средой, в которой должны совершаться добрые дела милосердия и сострадания к ближним. Мартин Лютер объявил служение людям, больным, страждущим свободным делом каждого человека, проявлением чувства бескорыстной любви. М. Лютер и другие реформаторы стремились благотворительную деятельность переложить на мирян. Они фактически разрушили Церковь как религиозный институт с таинствами, церковной иерархией, что не могло не повлиять на характер общественного сознания. Но сама идея благотворительности продолжает воплощаться в жизнь. Протестантизм во многом способствовал профессионализации помощи нуждающимся. Так, с XVII в. начинается организация сестринского дела, создаются Институты сестер милосердия во многих странах и благотворительные общества.


Популярные статьи:

Теоретико-методологические основы разработки проблемы социальных установок общества по отношению к лицам пожилого и старческого возраста в контексте межпоколенного взаимодействия. Понятие социальной
Идейным источником теории социальных представлений является социологическая концепция Дюркгейма [73]. Социология, по мнению Дюркгейма, должна изучать общество как систему связей между индивидами. Внутри этой системы главным объектом являют ...

Психология профессионального общения социолога
Этике делового общения посвящены многие учебники, из общей массы которых только один-два заслуживают внимания. Есть всего лишь два основных принципах общения, от соблюдения которых зависит не только успех профессионального общения, но и то ...

Организация работы PR-служб: общие принципы и их реализация в органах власти и управления. Положение о PR-службах властных структур
Не вызывает сомнения - СМИ способны самостоятельно, без посредников вступать во взаимодействия со структурами государственной службы. Ровно, как и наоборот. Для обеспечения оперативного и постоянного взаимодействия со СМИ и решения других ...