Уровень самоидентификации
Страница 2

Информация » Средний класс » Уровень самоидентификации

В позициях так называемого «среднего» белоруса можно обнаружить множество логических противоречий: тоска по советскому прошлому и поддержка экономических реформ, потребность в «сильной руке» и уважение к демократическим свободам, признание открытости страны и ориентации на «особый путь». Белорусским социологам неоднократно приходилось отмечать, что видимая парадоксальность одновременного принятия одними и теми же людьми противоположных позиций – не исключение, а правило массового поведения. Отсюда чрезвычайно широкая, чуть ли не безграничная, адаптивность «среднемассового» человека к различным социальным и политическим условиям, что всегда было важнейшей предпосылкой его выживания.

Как мы видели, в белорусском обществе реально существует многочисленная «середина», которая себя таковой осознает. Но она не составляет среднего класса и в лучшем случае может быть его «периферией». При всех возможных социальных и экономических преобразованиях, средний класс общества составят прежде всего высококвалифицированные специалисты, носители культурного капитала и предприниматели. Вопрос в том, каково положение этих людей – не только в смысле уровня их жизни, но в смысле качества этой жизни, ценностных ориентаций, осознания своих прав, интересов и умения цивилизованно защищать эти права и интересы.

Хрупкость белорусской социальной стабильности не только в том, что в обществе мало по-настоящему «средних», но и потому, что в нем нет или почти нет автономных структур, или институтов. Институтов, которые связывают в одно общественное целое людей разных профессий и слоев, задают правовые и моральные рамки социального действия, короче говоря, превращают общество в сообщество, а стабильную инертность «середины» – в динамическую устойчивость мобильной развивающейся структуры.

ПОРТРЕТ СРЕДНЕГО КЛАССА БЕЛАРУСИ

«Нижний» средний класс - $100-150 на человека в семье.

«Средний» средний класс - $250-300 на человека в семье.

«Высший» средний класс - $500 на человека в семье.

1.Уровень доходов - от $100 до $500 на человека в семье;

2. Занятость - мелкий, средний бизнес;

3. Основные статьи расходов - улучшение жилищных условий у большинства стоит на первом месте, многостороннее образование детей, отдых за границей;

4. Средство передвижения - подержанный немецкий или японский автомобиль стоимостью от $3 тыс. до $8 тыс;

5. Одежда - покупают либо на выставках-ярмарках, либо в Польше и Литве;

6. Мебель - отдают предпочтение отечественным частным компаниям;

7. Туризм - 1-2 раза в год, преимущественно - Турция и Болгария;

8. Отдых, развлечения - один раз в месяц посещение спектаклей с участием российских театральных или поп-звезд, белорусские спектакли посещаются чаще. Не меньше двух раз в месяц - семейный ужин или обед в ресторане;

9. Основные ценности - работа, семья, здоровье. Свобода в праве выбора, возможность самостоятельно строить свою жизнь и улучшать благосостояние своей семьи, стабильность в бизнесе и жизни - в числе основных ценностей;

10. Основная проблема - отсутствие среды для формирования среднего класса и, как следствие, отсутствие общественного признания.

Страницы: 1 2 


Популярные статьи:

Объекты исследования
Учащиеся и работники экологического центра Заволжского района города Ульяновска Ульяновской области. В анкетном опросе приняли участие 200 человек, из них 150 человек - учащиеся, 50 человек – рабочий персонал. ...

Система статистических показателей, характеризующих демографическую ситуацию в регионе
Показатели численности и динамики населения: Численность постоянного населения. Постоянное население равно наличному населению, от численности которого вычитаются временно присутствующие в момент переписи на данной территории и прибавляютс ...

Нация как политическая сила
Возникновение нации нельзя рассматривать как автоматическое следствие формирования единого геосоциального организма. Для ее образования необходимо, чтобы люди не просто входили в состав одного единого социоисторического организма, не прост ...