Основные принципы научного исследования, реализуемые в социологии
Страница 2

Информация » Социология как наука, ее место в системе наук об обществе » Основные принципы научного исследования, реализуемые в социологии

Реализация принципа верификации влечет за собой и ряд особенностей социологического метода, да и стиля мышления, языка социологии.

Во-первых, это эмпиризм, т.е. опора на социальные факты, стремление обосновать свои суждения на основе фактов, наблюдений.

Во-вторых, рационалистическая ориентация социологии. В данном случае рационализм понимается как доказательное, убедительное, аргументированное и обоснованное, достоверное для рассудка знание – ничего не брать на веру, всегда рассматривать предположения не иначе как гипотезу, теоретическую разведку, предложение к научному поиску.

В-третьих, еще одна особенность, порожденная принципом верификации и касающаяся стиля мышления и языка социолога, - уклонение социолога от анализа явлений, связей, которые не могут быть эмпирически представлены и проанализированы. Социология не пытается решить проблему первоосновы бытия, выяснить, существует ли в мире случайность или все подчиняется необходимости, и т.п.

В этом смысле стоит упомянуть операционализацию, т.е. метод, который обеспечивает возможность верификации. Операционализация – это специальная логическая процедура по представлению (воспроизведению) какого-то общего понятия в тех понятиях, которые могут быть эмпирически зафиксированы. Это важнейшая процедура для перехода социолога от общесоциологических размышлений, поисков к конкретно-социологическому исследованию.

Социолог рассуждает, доказывает, опровергает в понятиях, обозначающих эмпирически осязаемые явления, т.е. «операционально». Именно поэтому социология не приемлет таких понятий, как «абсолютный дух», «объективная необходимость», - их нельзя зафиксировать, измерить. Социолог склонен употреблять такие понятия, как «повторяемое», «регулярное в истории», «типичное», «инвариантное», «вариативное», вместо расплывчатого понятия «деятельность – социальное действие», т.е. понятия, которые могут быть эмпирически однозначно доказаны, толкуемы или опровергнуты, а не взяты на веру.

2. Принцип общезначимости

Принцип общезначимости, повторяемости результатов проведенного опыта, исследования, возобновляемости выявленных связей, зависимостей и соответствующих выводов и умозаключений, безусловно, важнейший для естественных наук, но вряд ли он может быть реализован в полной мере при анализе социальных явлений, поскольку этому препятствуют исторические и социокультурные особенности различных обществ.

В этом показательны успехи и неудачи российского общества в освоении западных идей, теорий менеджмента. Надо учитывать, что рыночные преобразования, демократические институты в России находятся на самом начале своего развития. Кроме того, и это, пожалуй, самое главное, следует иметь в виду социокультурные особенности западного общества, где утвердились, в частности, безусловный приоритет личности, ее прав, уважение к себе, ориентация на квалификацию и т.д. Очень многие рекомендации, рецепты, доказавшие свою эффективность в менеджменте на Западе, могут оказаться (и уже оказались) неэффективными в организациях, развивающихся в рамках других культур. Необходимо, опираясь на общие положения теории социальной организации (ее основные идее общезначимы), выработать конкретные рекомендации по управлению людьми с учетом российских исторических и социокультурных особенностей.

Общезначимыми являются лишь самые общие принципы, модели, которые мы аналитически вычленяем, чтобы непротиворечиво объяснить эмпирические данные. Например, ролевая теория личности, основные тенденции воспроизводства культуры – в этих моделях представлены базовые переменные, основные характеристики, элементы, выявлены узловые связи между ними независимо от конкретных социокультурных условий, модификаций. В принципе в рамках социологического метода имеются все необходимые инструменты для выработки такого рода моделей. Вся проблема в узости эмпирической базы для общезначимых построений. М. Вебер же для выработки представлений о механизме влияния культуры на экономическое поведение людей вынужден был изучить огромное множество протестантских и католических проповедей, литературных произведений, источников, в том числе касающихся китайских и индийских религий.

Страницы: 1 2 3


Популярные статьи: