Об итогах Всероссийской переписи населения 2002 года
Страница 7

Информация » Перепись населения » Об итогах Всероссийской переписи населения 2002 года

В соответствии с Федеральным Законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" изменились ранее употреблявшиеся названия уровней образования и появились новые уровни. При сопоставлении данных переписей 1989 и 2002 гг. следует иметь в виду: ранее из высшего образования не выделялось послевузовское образование, высшему профессиональному образо-ванию соответствует высшее, среднему профессиональному - среднее специальное, основному общему - неполное среднее, начальному общему - начальное образование. Численность лиц с начальным профессиональным образованием получена как сумма лиц, окончивших профессионально-технические училища на базе среднего (полного) общего и основного общего образования.

Динамика уровня образования населения в возрасте 15 лет и более следующая:

Из общего числа лиц в возрасте 15 лет и более 71,4 млн. человек (59%) имеют профессиональное образование (высшее, среднее и начальное). За 1989-2002 гг. число специалистов с высшим образованием увеличилось на 6,6 млн. человек (на 52%), со средним профессиональным на 11,2 млн. человек (на 52%), с начальным профессиональным на 0,7 млн. человек (на 5%). Впервые при переписи получено число лиц, имеющих послевузовское образование (закончивших аспирантуру, докторантуру, ординатуру), которое составило 0,4 млн. человек.

Увеличилось на один миллион (на 5%) число лиц, имеющих среднее (полное) образование. В то же время уменьшилось число лиц в возрасте 15 лет и более с основным общим и начальным образованием.

Изменения в уровне образования связаны с вхождением в возрастную группу 15 лет и более многочисленного поколения родившихся в первой половине 80-х годов прошлого столетия, большая часть которого продолжала повышать свой образовательный уровень (см. рисунок 2).

Так, по данным текущей статистики за 1989-2002 гг., было подготовлено и выпущено 7,1 млн. специалистов с высшим и 8,3 млн. специалистов со средним профессиональным образованием. Это привело к росту уровня высшего и среднего профессионального образования среди молодежи. Численность молодежи в возрасте 16-29 лет с высшим образованием выросла по сравнению с 1989 г. на 42,5%, со средним профессиональным - на 7,7%. В расчете на 1000 человек в этом возрасте приходится 112 человек с высшим образованием (в 1989 г. - 84) и 225 человек со средним профессиональным (в 1989 г. - 223).

В то же время численность юношей и девушек в возрасте 16-29 лет, имеющих только начальное общее образование, увеличилась в межпереписной период в 2,1 раза и составила 0,5 млн. человек, из них 70% не учится.

Продолжалась тенденция повышения уровня образования и мужчин, и женщин:

Впервые перепись населения показала превышение доли женщин, имеющих высшее образование, по сравнению с мужчинами.

Уменьшилась доля неграмотного населения в возрасте 10 лет и более с 1,9% в 1989 г. до 0,5% в 2002 г. Среди неграмотного населения 67% - это лица в возрасте 60 лет и более. Подавляющее большинство остальных неграмотных - лица с тяжелыми физическими и умственными недостатками.

Впервые при переписи были получены данные о дошкольном обучении детей, которым охвачено 3,1 млн. детей в возрасте 3-6 лет (или 60% от общего числа детей этого возраста), из них в городских поселениях - 2,4 млн. детей (70%), в селе - 0,7 млн. детей (40%). В возрасте 6-9 лет 4,7 млн. детей (82%) обучаются в общеобразовательных учреждениях, а 11% детей этого возраста продолжают посещать дошкольные учреждения (в более старшем возрасте это, как правило, учреждения для детей с недостатками физического или умственного развития).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Популярные статьи:

Математико-статистические методы анализа и прогнозирования демографической ситуации в РБ. Корреляционно-регрессионный анализ факторов, влияющих на демографическую ситуацию в РБ
Оценить вид и степень зависимости демографического поведения населения Бурятии, определяющего демографическую ситуацию в республике, от социально-экономической ситуации можно с помощью методов корреляции и регрессии. Корреляционный метод д ...

Классификация норм
В обществе действуют сложные иерархизированные, многомерные, качественно разнородные системы социальных норм, регламентирующие практически все сферы жизни и деятельности человека. Существуют разные принципы классификации социальных норм. П ...

Содержание и основные формы антиглобализма
Антиглобализм — политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций ...