Об итогах Всероссийской переписи населения 2002 года
Страница 7

Информация » Перепись населения » Об итогах Всероссийской переписи населения 2002 года

В соответствии с Федеральным Законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" изменились ранее употреблявшиеся названия уровней образования и появились новые уровни. При сопоставлении данных переписей 1989 и 2002 гг. следует иметь в виду: ранее из высшего образования не выделялось послевузовское образование, высшему профессиональному образо-ванию соответствует высшее, среднему профессиональному - среднее специальное, основному общему - неполное среднее, начальному общему - начальное образование. Численность лиц с начальным профессиональным образованием получена как сумма лиц, окончивших профессионально-технические училища на базе среднего (полного) общего и основного общего образования.

Динамика уровня образования населения в возрасте 15 лет и более следующая:

Из общего числа лиц в возрасте 15 лет и более 71,4 млн. человек (59%) имеют профессиональное образование (высшее, среднее и начальное). За 1989-2002 гг. число специалистов с высшим образованием увеличилось на 6,6 млн. человек (на 52%), со средним профессиональным на 11,2 млн. человек (на 52%), с начальным профессиональным на 0,7 млн. человек (на 5%). Впервые при переписи получено число лиц, имеющих послевузовское образование (закончивших аспирантуру, докторантуру, ординатуру), которое составило 0,4 млн. человек.

Увеличилось на один миллион (на 5%) число лиц, имеющих среднее (полное) образование. В то же время уменьшилось число лиц в возрасте 15 лет и более с основным общим и начальным образованием.

Изменения в уровне образования связаны с вхождением в возрастную группу 15 лет и более многочисленного поколения родившихся в первой половине 80-х годов прошлого столетия, большая часть которого продолжала повышать свой образовательный уровень (см. рисунок 2).

Так, по данным текущей статистики за 1989-2002 гг., было подготовлено и выпущено 7,1 млн. специалистов с высшим и 8,3 млн. специалистов со средним профессиональным образованием. Это привело к росту уровня высшего и среднего профессионального образования среди молодежи. Численность молодежи в возрасте 16-29 лет с высшим образованием выросла по сравнению с 1989 г. на 42,5%, со средним профессиональным - на 7,7%. В расчете на 1000 человек в этом возрасте приходится 112 человек с высшим образованием (в 1989 г. - 84) и 225 человек со средним профессиональным (в 1989 г. - 223).

В то же время численность юношей и девушек в возрасте 16-29 лет, имеющих только начальное общее образование, увеличилась в межпереписной период в 2,1 раза и составила 0,5 млн. человек, из них 70% не учится.

Продолжалась тенденция повышения уровня образования и мужчин, и женщин:

Впервые перепись населения показала превышение доли женщин, имеющих высшее образование, по сравнению с мужчинами.

Уменьшилась доля неграмотного населения в возрасте 10 лет и более с 1,9% в 1989 г. до 0,5% в 2002 г. Среди неграмотного населения 67% - это лица в возрасте 60 лет и более. Подавляющее большинство остальных неграмотных - лица с тяжелыми физическими и умственными недостатками.

Впервые при переписи были получены данные о дошкольном обучении детей, которым охвачено 3,1 млн. детей в возрасте 3-6 лет (или 60% от общего числа детей этого возраста), из них в городских поселениях - 2,4 млн. детей (70%), в селе - 0,7 млн. детей (40%). В возрасте 6-9 лет 4,7 млн. детей (82%) обучаются в общеобразовательных учреждениях, а 11% детей этого возраста продолжают посещать дошкольные учреждения (в более старшем возрасте это, как правило, учреждения для детей с недостатками физического или умственного развития).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Популярные статьи:

Агенты социализации.
Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии которых протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов спе ...

Работа в Лаборатории социологических исследований 1960 г.
Дело в том, что в конце 1960 года встал вопрос о создании Лаборатории социологических исследований на философском факультете ЛГУ. Здравомыслова пригласили руководить этой лабораторией, он дал согласие, но партбюро факультета выступило поче ...

Анкета социологического исследования
Уважаемый абитуриент! Студенческая социологическая молодежная организация (СМО) УГСХА просит Вас принять участие в социологическом исследовании, проводимом с целью выяснения мнений по проблеме экология в современном мире в Вашем учреждение ...