Исторический опыт защиты от социального риска

Информация » Методы работы с рисками в социальных программах » Исторический опыт защиты от социального риска

Социальные риски существуют в любом обществе. Тем не менее, в социалистическом обществе они не признавались. Для централизованно-планового метода организации хозяйственной жизни, в которой задавались и заранее определялись экономические и социальные параметры состояния и развития всех без исключения сфер жизнедеятельности, риск выступает как категория, противостоящая директивно-плановому способу управления. Поэтому страховыми рисками считались, как правило, события природного характера: стихийные природные бедствия, пожары и т.д. Да и по сути своей социальный риск здесь был иным, а также в целом — меньшим. Централизованно-плановая система стандартизировала, минимизировала, но сохраняла (в значительной степени благодаря этому) стабильные условия общественной жизнедеятельности. Социалистическое государство, являясь основным работодателем и собственником средств производства, обеспечивало и определенные гарантии экономической и социальной устойчивости т.е. брало на себя ответственность за экономический и социальные риски. С развитием частных форм собственности и хозяйствования сфера государственного социального обеспечения и его возможности неизбежно сокращаются. Возрастание степени риска в экономической и социальной сфере можно рассматривать как закономерный, естественный в наших условиях процесс, как «обратную сторону» повышения экономической свободы.

В этих условиях роль и возможность государства по социальной защите носят другой характер. Вектор усилий государства переносится на уязвимые слои населения — инвалидов, детей, престарелых. Что касается трудозанятого населения, то вопрос их социальной зашиты становится больше обязанностью их самих и работодателей. Это достигается участием работников и работодателей в формировании финансовых ресурсов, передачей функций по распоряжению этими ресурсами в ведение полномочных представителей работников и работодателей, установлением прямой зависимости размера страховых выплат от размеров и периодов уплаты (объема) страховых взносов.

Такой подход отвечает природе социальной политики при общественном устройстве с развитой рыночной экономикой, которая формируется на следующих принципах: самоответственность людей наемного труда, их работодателей, других категорий трудозанятого населения за финансовое обеспечение приемлемого уровня социальной защиты; солидарная поддержка трудозанятым населением и работодателями наименее защищенных работников и их семей (здоровый платит за больного, работники с более высокими доходами оказывают солидарную помощь работникам с низкими доходами); оптимальная поддержка (принцип субсидиарности), который определяет меру (рамки) солидарной поддержки и фиксирует ее размер.

Мировой (более чем столетний) опыт свидетельствует, что защита от конкретных видов социального риска наиболее эффективно может быть организована в рамках отдельных направлений (секторов) социального страхования: пенсионное страхование (по старости, инвалидности, потери кормильца); медицинское страхование (оплата медицинской помощи), включая оплату временной нетрудоспособности; страхование от несчастных случаев на производстве (производственный травматизм, профессиональные заболевания, пенсии иждивенцам погибших на производстве); страхование в связи с безработицей (пособия по безработице, переобучение и трудоустройство). Целесообразность такого членения социального страхования объясняется раз личной природой социальных рисков, от которых они призваны защищать, сходством удовлетворяемых потребностей застрахованных, а также спецификой правового регулирования различных видов страхования.


Популярные статьи:

Нормативно-правовые основы организации социального обслуживания
Возможность осуществления социального обслуживания населения в условиях современной России становится реальной и ощутимой по мере организации и развития сети территориальных социальных служб и быстрого формирования отрядов профессиональных ...

Причины миграции, меры предпринимаемые государствами
Одной из причин развития нелегальной миграции является несогласованность национальных иммиграционных законодательств наших стран. Так, проникновению незаконных мигрантов на территорию государств – участников СНГ способствует достаточно либ ...

Основные черты права социального обеспечения
Для каждой самостоятельной отрасли права определя­ющее значение имеет исследование ее исходных понятий­ных категорий, к числу которых относится предмет и метод правового регулирования. Обособлен­ным предметом отрасли права социаль­ного обе ...