Социальная стратификация и мобильность
Страница 6

Информация » Социальная стратификация и мобильность

Для наглядности все виды и формы социальной мобильности приведены на рис. 12.

Механизм инфильтрации в вертикальной мобильности. Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься вверх, т.е. повышать свой социальный, профессиональный, экономический и политический статус. Это стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени имеется у каждого индивида и связано его потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этого мотива порождает в конечном счете силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиция или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз. Реализация силы достижения зависит от многих причин, в частности от Рис. 13. Схема инфильтрации индивида в слой с более высоким статусом ситуации, складывающейся в обществе. Анализ проблем, возникающих при реализации мотива достижения, полезно рассматривать, пользуясь терминами и идеями, высказанными К. Левином в его теории поля (44; 181).

Схема действия силы достижения индивида при его стремлении достичь более высокого статусного слоя такова (рис. 13).

Для того чтобы достичь более высокого статуса, индивид, находя-щийся в группе с более низкими статусами, должен преодолеть барьеры между группами или слоями. Эти барьеры на рис. 13 представлены как силы, отталкивающие индивидов низшего слоя (природа этих сил многообразна и представлена в основном субкультурными нормами и запретами). Индивид, стремящийся попасть в более высокую статусную группу, имеет определенную энергию, направленную на прео-доление этих барьеров и расходующуюся на прохождение расстояния "L" между статусами более высокой и более низкой группы. Энергия индивида, стремящегося к более высокому статусу, находит выражение в силе "F", с которой он пытается преодолеть барьеры перед высшим слоем. Удачное прохождение барьера возможно только в том случае, если сила, с которой индивид стремится достичь высокого статуса, будет больше силы отталкивания. В соответствии с теорией поля сила, с которой индивид может пробиваться в верхний слой, равна:

F= ((V*P1)/L) *K

где F - сила, с которой индивид проникает в группу с высшим статусом, V - валентность, определяемая как сила предпочтения индивида в отношении данного результата (в нашем случае достижения высокого статуса). Каждый рассматриваемый индивидом результат имеет некоторый уровень желательности. Валентность изменяется от -1,0 (весьма нежелательно) до +1,0 (весьма желательно). В случае отрицательной валентности сила будет направлена на то, чтобы избежать более высокого статуса.

Р1 - потенциал индивида, включающий в себя ресурсы, которые он может использовать при достижении более высокого статуса. К таким ресурсам могут относиться образование, происхождение, связи, деньги и многое другое. Опыт показывает, что можно вывести индексный показатель, измеряющий потенциал любого индивида в достижении определенного статуса.

К - коэффициент конкуренции. Очевидно, может случиться, что усилия нескольких индивидов в достижении одной социальной позиции столкнутся. В этом случае сила инфильтрации будет уменьшаться в зависимости от действий конкурентов. Коэффициент конкуренции колеблется в пределах от 1 до 0. В случае отсутствия конкуренции он равен 1 и сила инфильтрации максимальна; напротив, если конкуренция настолько велика, что шансов занять желаемую социальную позицию практически нет, коэффициент конкуренции равен О.

L - социальная дистанция между двумя статусными слоями или группами. Это самая трудноизмеряемая величина. Социальная дистанция - "понятие, характеризующее степень близости или отчуждения социальных групп. Она не тождественна пространственной, географической дистанции" (135, с. 28). Социальная дистанция может быть измерена с помощью шкал Э. Богардуса и Л. Терстоуна.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Популярные статьи:

Организационно-экономические основы предпринимательства
Актуальность темы исследования определяется важной ролью объекта изучения в условиях трансформации социально-экономических отношений в России. Малое предпринимательство стало неотъемлемой частью современного общества и в значительной степе ...

Способности человека не определяют уровня его доходов
Людей, занятых в производстве, можно условно разделить на две категории: на тех, кто непосредственно участвует в создании товаров и услуг и тех, кто в этом участвует опосредованно. К первой категории относятся рабочие, мелкие служащие и ин ...

Конфликт как предмет социологического анализа. Понятие конфликта и его функции, субъекты.
В научной литературе и в публицистике, конфликт трактуется неоднозначно. Существует множество определений этого термина. Наиболее распространенный подход состоит в определении конфликта через противоречие как более общее понятие и, прежде ...