Социализация личности. Личность человека и различные подходы к ее изучению.
Страница 2

Информация » Социализация личности » Социализация личности. Личность человека и различные подходы к ее изучению.

Важные заслуги бихевиоризма следующие:

1) он внес в психологию сильный крен в естественнонаучную сторону;

2) он ввел объективный метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов и событий, благодаря чему получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов;

3) был чрезвычайно расширен класс исследуемых объектов, стало интенсивно изучаться поведение животных, младенцев и т.д.;

4) в его работах были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в том числе проблемы научения, образования навыков и др.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – одно из ведущих направлений современной западной, преимущественно американской психологии. Зародилась в Калифорнии в 50-е годы. Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность как целостную уникальную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации. Основана она на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбирать свою судьбу и направлять ее.

Возникновение и формулирование ее основных принципов связано с именем американского психолога А. Маслоу. В центре ее внимания – понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что и означает истинное психическое здоровье.

По А. Маслоу воспитание и общественные нормы более или менее эффективно принуждают людей забыть о собственных чувствах или потребностях и принять навязанные другими ценности. Поэтому возможности людей удовлетворить основные потребности очень часто бывают ограниченны, что препятствует возникновению и удовлетворению потребностей более высокого уровня. Потребности человеку «заданы» и иерархически организованы. В иерархии (снизу вверх) выделяются уровни:

5: Потребности, связанные с самоактуализацией, или потребности личной состоятельности.

4: Потребности, связанные с уважением других и самоуважением.

3: Потребности, связанные с любовью и приятием, – в аффективных отношениях с другими, во включенности в группу; потребность любить и быть любимым.

2: Потребности, связанные с безопасностью, – в уверенности, порядке, структурированности, предсказуемости окружения.

1: Базовые физиологические потребности.

Общий принцип, предлагаемый для трактовки развития личности: ниже лежащие потребности должны быть сколько-то удовлетворены прежде, чем можно перейти к реализации высших. Без этого можно и не подозревать о существовании потребностей более высокого уровня. В целом, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья и гуманности он будет проявлять, и тем более индивидуален он будет. На вершине пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Достигают этого уровня немногие – менее 1%. Большинство просто слепо к своему потенциалу и не знает о его существовании. Этому способствует окружение: общество имеет тенденцию к нивелированию личности. Это же относится к семье: дети, растущие в обстановке дружелюбия, при удовлетворенной потребности в безопасности, имеют больше шансов для самоактуализации. В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает, что некоторые из потребностей более низкого «блокированы».

Развитие личности – это повышение конгруэнтности, повышение понимания своего «реального Я», своих возможностей, особенностей, это самоактуализация как тенденция к пониманию своего «реального Я».

На главный вопрос его теории – что такое самоактуализация? – А. Маслоу отвечает следующим образом: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения включены в какое-либо дело… Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание»

Принадлежность к группе и чувство самоуважения – необходимые условия для самоактуализации, т. к. человек может понять себя только получая информацию о себе от других людей. И напротив, патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие: пассивная позиция по отношению к действительности; вытеснение и другие способы защиты «Я»: проекция, замещение, искажение истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию.

Таким образом, с точки зрения теории самоактуализирующейся личности, задача человека – стать тем, чем возможно – самим собой – в обществе, где условия не способствуют этому. Человек – высшая ценность и, в конечном счете, отвечает лишь за то, чтобы состояться.

Хотя до конца 60-х годов ХХ в. трансперсональная психология не оформилась как отдельная дисциплина, трансперсональные тенденции в психологии существовали уже несколько десятилетий. Самыми видными представителями этого направления были К.Г. Юнг, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу. Мощным рычагом для нового движения послужили клинические исследования с применением психоделических препаратов (ЛСД), методов холотропного погружения и ребёфинга (С. Грофф).

Страницы: 1 2 3 4


Популярные статьи:

Общие сведения о Труновском районе
Труновский район образован в марте 1935 г. Он имеет свою непростую историю. В июне 1924 г. Ставропольская губерния была преобразована в округ, куда вошла территория будущего Труновского района. Название он получил в честь героя гражданской ...

Коммуникационные каналы как основной способ коммуникации
Коммуникационный канал - это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту. Наличие связи - необходимое условие всякой коммуникационной деятельности, в какой бы форме она ни ос ...

Уровни анализа
Социологи исследуют общество на двух уровнях: макро- и микроуровне. Макросоциологию интересуют крупномасштабные социальные системы и процессы, происходящие в течение длительного времени. Основное внимание она уделяет моделям поведения, пом ...