Одна из причин невостребованности потенциала социологии состоит в отсутствии социального заказа науке со стороны аппарата государственного управления, низком профессиональном уровне чиновников. Такая ситуация приводит к тому, что реальный объект управления – социум – нередко становится «вещью в себе», оказывается за рамками интересов деятельности государственной службы. Отрываясь от социума, власть превращается в замкнутую структуру с доминированием внутренних интересов и полным безразличием к людям. Изменение такой ситуации невозможно без реальной демократизации государственного управления, без формирования альтернативных структур общественного управления и самоуправления. В таких условиях государственная служба будет вынуждена бороться за потребителя своих услуг, а следовательно ориентироваться на людей, изучать и отслеживать социальные процессы, динамику развития социальных групп, общественного мнения и реальное положение объектов социальной деятельности, используя для этого средства социологической теории управления.

Серьезного исследования требуют вопросы взаимодействия государственной службы с гражданским обществом, формирование среднего класса, отношения с предпринимателями, а также с традиционными группами российского постсоветского социума.

Реальное отношение и взаимодействие государственной службы с социально-демографическими, профессиональными и этническими группами может быть проиллюстрировано на примере анализа тенденций пополнения государственной службы молодыми работниками, ответом на вопрос об удельном весе женщин, этнических меньшинств в органах власти и управления и т.д. Только академическим интересам отнюдь не исчерпывается важность вопроса об отражении в институтах государственной службы культурно-цивилизационных влияний той человеческой общественной среды, в которой действует государство. Этот фактор часто определяет формы и стиль работы органов государственной службы. В его контексте формируются ценностные и мотивационные стимулы работы государственных служащих: с одной стороны, отношение населения к государственной службе, с другой – отношение к государству в целом.

Сегодня мы осознаем тот факт, что идеальная модель государственной службы не может быть достигнута на основании только политического решения. Необходимо совершенствовать всю систему общественных отношений, в структуре которой отношения власти занимают значительное место, но являются по сути прямым отражением состояния общества. Государственный служащий – это не только представитель власти, но и член общества, носитель его типических характеристик. Важно понять, что главная функция государственной службы, государственное управление, реализуется в процессе взаимодействия субъекта и объекта управления, и от того, насколько развиты нравственные и гражданские качества каждой взаимодействующей стороны, зависит конечный итог – стабильность и предсказуемость общественного развития.


Популярные статьи:

Функции семьи, как социального института
Исследователи единодушны, в том, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: ...

Важнейшие общественно значимые понятия
1Акционерное общество Добровольное акционерное общество может быть образовано на основе создания, эксплуатации любого назначения неделимого первичного единого хозяйства, способного самостоятельно функционировать. Не допускается объединение ...

Средняя продолжительность жизни
График 9: Средняя продолжительность жизни (мужчины и женщины, лет) ...