Социальный портрет современного предпринимателя
Страница 4

Информация » Социальный портрет современного предпринимателя » Социальный портрет современного предпринимателя

Такие исследования демонстрируют в целом высокую значимость для предпринимателей ценностей, связанных с их самоактуализацией; так называемые «традиционные» занимают промежуточное место и наименее - те, которые могут быть определены как «мишура», внешний блеск и которые поневоле бросаются в глаза населению.

Этим, в частности, объясняется и различие в оценках у самих предпринимателей и населения - в отношении того, как первые распоряжаются получаемой прибылью. Важными статьями расходования средств предпринимателями население считает: трату на приобретение каких-либо товаров для себя и своей семьи - 46,7% и на развлечения - 30%. Предприниматели же на этот счет имеют иное мнение - соответственно - 20% и 13,3%. Чуть меньшее отличие можно наблюдать в отношении таких статей расхода, как «благотворительность»(на нее указали 10% опрошенных предпринимателей и 6,7% населения) и «вложение денег заграницей» соответственно (20% и 16,7%).

Отличие имеется и по другим показателям: по наличию рабочего и свободного времени у предпринимателя, а также по соотношению трудовых затрат и получаемых доходов.

Треть опрошенного населения посчитала, что у предпринимателей довольно много свободного времени, тогда как только 1/15 часть предпринимателей согласна с ними. Рабочий день предпринимателя в целом довольно велик, большая их часть уделяет работе от 8 до 12 часов (53,3%), до 8 часов трудится только - 6,7%, 13,3% - предпринимателей проводит в работе в среднем 12-16 часов в сутки, а 26,7% - вовсе более 16 часов.

Большинство предпринимателей, так или иначе, считает собственные заработки соразмерными прилагаемым усилиям, причем 53,3% указывают на их соответствие, а 40% на то, что доходы могли бы быть и выше. Опрошенные же из населения придерживаются несомненно иного мнения: только 23,3% посчитали возможным предположить, что предприниматели зарабатывают меньше, чем должны бы были, 40% могут согласиться с соизмеримостью трудовых затрат и доходов и практически столько же, 36,7%, убеждены, что за такую их работу предприниматели не должны получать столь много.

Таким образом, можно констатировать существование реальной разобщенности между населением и предпринимателями. Кстати, отношение населения к предпринимательству, отчасти определяемое этой разобщенностью, могло быть и лучше. Но все же оно сегодня не может считаться негативным: порядка 40% населения относится к предпринимателям вполне доброжелательно, и почти столько же - 36,6% - нейтрально, очень хорошо их воспринимает - 16,7% и неприязненно - 6,7%, в том числе враждебности не было высказано вовсе. Сами предприниматели оценивают свою "братию", конечно, более положительно: 26,7% очень хорошо относятся к предпринимателям, половина - просто доброжелательно, остальные же выразили нейтральное отношение.

При этом можно сказать, что эта разобщенность двусторонняя и обоюдная; ни население, ни предприниматели не проявляют желания к сближению, хотя для успешного развития предпринимательства их контакты необходимы. Попробуем подвести маленький итог вышесказанному, начиная с ответа на вопрос: особая ли группа - предприниматели?

Все вышеназванные черты характера, трактуемые как отличительные особенности предпринимателя, в сущности, могут считаться присущими любому человеческому существу. Речь может идти лишь о степени их развитости, в том числе о стремлении к лидерству. Более внимательное их прочтение позволяет увидеть, что практически любое качество может, если не должно быть - развито. Исключения могут составлять либо особые характеристики психологической структуры личности (в частности, ярко выраженные интраверты теоретически менее склонны к участию в предпринимательской деятельности), либо какие-то аномалии, имеющие органическую природу.10

Предпринимательская деятельность, как уже можно было понять, труд весьма нелегкий, требующий мобилизации всех человеческих способностей и усилий. Вообще именно деятельностный компонент наиболее важен в предпринимательстве, который к тому же приобретает иное смысловое содержание. Ранее труд фактически провозглашался ради самого труда, был в сущности "бескорыстным" и направленным на удовлетворение в первую очередь общественных интересов. Предпринимательский труд в первую очередь направлен на удовлетворение личных интересов. Но «думая о собственной выгоде, предприниматель неизменно решает задачи общественного развития», ибо само «служение обществу приносит прибыль». И сама перемена направленности деятельности делает предпринимательский труд привлекательным.

Страницы: 1 2 3 4 5


Популярные статьи:

Анализ полученных результатов
Данное исследование показало, что сам факт существования в России системы помощи пострадавшим от семейного насилия является чрезвычайно важной составляющей улучшения положения женщин. Даже для лиц, не обратившихся за помощью, само наличие ...

Функции современной социологии
Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гу ...

Общая характеристика потребностей
Состояние чувства нехватки характерно для любого человека. Первоначально это состояние носит расплывчатый характер, точно неясна причина такого состояния, но на следующем этапе оно конкретизируется, и становится ясно какие именно товары ил ...