Характеристика определения «побуждение к действию»
Термин «побуждение» достаточно широко используется в психологии, но в основном как синоним понятия «мотив».
Попытка обосновать выделение побуждения как самостоятельного психологического образования была сделана В.И. Селивановым [2], но, к сожалению, эта точка зрения не получила прямой поддержки в психологии, хотя, видимо, и сыграла свою роль в различении оснований для выбора действий и конкретного побуждающего начала, которое создается « .в процессе сложной аналитической и синтетической деятельности мозга на основе связей внутренней и внешней сигнализации .»[3].
На этот процесс создания мотива как конкретного побуждения к действию указывал еще С.Л. Рубинштейн, который писал, что «мотив как осознанное побуждение для определенного действия собственно и формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает: из отношения к ним и рождается мотив в его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия»[4].
Такого взгляда на мотивацию придерживался и Д.Н. Узнадзе, считавший, что « .смысл мотивации заключается именно в этом: отыскивается и находится именно такое действие, которое соответствует основной, закрепленной в жизни установке личности». Формирование побуждения заключается в построении отдельных моментов мотивации: готовности к деятельности, ее направленности, выборе средств и способов действия, выбора места и времени действия, создания уверенности в успехе и правильности действия и т. д.
Поэтому в процесс мотивации включаются такие образования, как потребности, мотивы, эмоции, мировоззрение, личностные особенности и представления личности о себе, своих способностях, прогноз изменений среды и последствий действий, ожидаемые оценки других людей, внутренние и внешние возможности, средства деятельности и т. д.
Что побуждает человека действовать тем или иным образом, ставить перед собой цели и добиваться их? Такими причинами являются потребности человека.
Потребность - это главное побуждение к действиям
, которое осознаётся и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-то, неудовлетворённость чем-то.
Ощущение физиологической или психологической нужды в чем-то. Действия человека направлены на удовлетворение потребностей. Какими методами социальный работник может побудить клиента к действию?
Социальный работник должен быть опытным психологом, педагогом, оба эти качества должны быть неразрывны, так как стержневая идея всех слагаемых профессий социального работника - умение и желание помочь людям, найти формы общения.
Популярные статьи:
Социологический проект О.Конта
Огюст Конт (1798—1857) — мыслитель, чей вклад в науку отнюдь не ограничен введением термина «социология» — достаточно резко противопоставил новую дисциплину философии. Огюст Конт хотел создать науку об обществе столь же точную, как науки е ...
Распространение коррупции в российских школах и
высших учебных заведениях
В Конституции России и в действующем ныне Законе об образовании ясно и совершенно определенно утверждается право каждого человека на образование. Возможность получить его является важнейшим условием, во-первых, социализации человека, т.е. ...
Первая «совместная книга» – «Человек и его работа» 1967 г.
И по мере того, как они входили в тему и знакомились с жизненными биографиями рабочих и их реальной ситуацией, они все более основательно погружались в действительность. В общем, из этого разговора выросла в конце концов книга «Человек и е ...