Характеристика определения «побуждение к действию»

Термин «побуждение» достаточно широко используется в психологии, но в основном как синоним понятия «мотив».

Попытка обосновать выделение побуждения как самостоятельного психологического образования была сделана В.И. Селивановым [2], но, к сожалению, эта точка зрения не получила прямой поддержки в психологии, хотя, видимо, и сыграла свою роль в различении оснований для выбора действий и конкретного побуждающего начала, которое создается « .в процессе сложной аналитической и синтетической деятельности мозга на основе связей внутренней и внешней сигнализации .»[3].

На этот процесс создания мотива как конкретного побуждения к действию указывал еще С.Л. Рубинштейн, который писал, что «мотив как осознанное побуждение для определенного действия собственно и формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает: из отношения к ним и рождается мотив в его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия»[4].

Такого взгляда на мотивацию придерживался и Д.Н. Узнадзе, считавший, что « .смысл мотивации заключается именно в этом: отыскивается и находится именно такое действие, которое соответствует основной, закрепленной в жизни установке личности». Формирование побуждения заключается в построении отдельных моментов мотивации: готовности к деятельности, ее направленности, выборе средств и способов действия, выбора места и времени действия, создания уверенности в успехе и правильности действия и т. д.

Поэтому в процесс мотивации включаются такие образования, как потребности, мотивы, эмоции, мировоззрение, личностные особенности и представления личности о себе, своих способностях, прогноз изменений среды и последствий действий, ожидаемые оценки других людей, внутренние и внешние возможности, средства деятельности и т. д.

Что побуждает человека действовать тем или иным образом, ставить перед собой цели и добиваться их? Такими причинами являются потребности человека.

Потребность - это главное побуждение к действиям

, которое осознаётся и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-то, неудовлетворённость чем-то.

Ощущение физиологической или психологической нужды в чем-то. Действия человека направлены на удовлетворение потребностей. Какими методами социальный работник может побудить клиента к действию?

Социальный работник должен быть опытным психологом, педагогом, оба эти качества должны быть неразрывны, так как стержневая идея всех слагаемых профессий социального работника - умение и желание помочь людям, найти формы общения.


Популярные статьи:

Ценности как основополагающий элемент поведения человека
На более продвинутом уровне культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему норм и ценностей. В отличие от норм, которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели ...

Оптимальная структура государственной власти
Государственная власть объективно настолько сложна, неуклюжа, допускает дублирование, пересекаемость, имеет тенденцию усложнения и увеличения армии чиновников, контролирующих органов, четко не разделена на общегосударственную власть, терри ...

Структурный функционализм
Особую разновидность функционализма, крайне важную для понимания этого течения в целом, а также его эволюции, представляет собой структурный функционализм. Рассматривая взгляды Т. Парсонса, необходимо иметь в виду ту стратегию, которой рук ...