Коммуникативная профессиограмма социального работника

Важнейшей особенностью деятельности социального работника является умение вести диалог, организовывать процесс коммуникации, управлять им. Умение вести диалог предполагает целый ряд профессиональных навыков и знаний.

Профессионал должен уметь выслушать и понять, корректно спросить и по-деловому точно ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверительности и непринужденности, найти тонкий психологический подход к клиенту, разрешить конфликт и снять напряжение.

В основе всего этого лежит коммуникативная техника общения. Владение ею — важнейший признак профессиональной пригодности специалистов любого профиля, чья деятельность связана с общением.

Согласно этому можно выделить ряд характеристик, составляющих коммуникативный портрет социального работника, которого можно назвать гуманитарием практического действия.

Эти характеристики назовем коммуникативной профессиограммой, что, по сути, является системой квалификационных требований, которые предъявляются к специалисту в области социальной работы.

Специалист в этой области должен:

• знать речевой этикет и уметь его использовать;

• организовать требуемый вид общения и управлять им;

• анализировать предмет общения, его цели и задачи;

• корректно ставить вопросы и точно на них отвечать;

• уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, дебаты, прения, диспут, круглый стол, деловое совещание, командную деловую игру, переговоры, торги,

• уметь анализировать конфликты, кризисные ситуации, конфронтации и разрешать их;

• иметь навык доказывать и обосновывать, критиковать и опровергать, аргументировать и убеждать, достигать соглашений и компромиссов;

• владеть техникой речи, уметь использовать риторические фигуры и приемы;

• уметь правильно строить речь и другие публичные выступления;

• знать служебный этикет и уметь его использовать;

• уметь с помощью слова осуществлять психотерапию в общении; снимать стресс, напряжение; адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки. Без овладения вышеуказанными знаниями и навыками осуществление делового общения, т. е. такого общения, когда с помощью слова может быть разрешено дело, невозможно.

Для побуждения клиента к действию необходимо знать не только все вышеуказанные постулаты, но и применять в деятельности практическую психологию.


Популярные статьи:

Современый этап развития системы российского образования
Для современного этапа развития российской системы образования характерно развитие интеграционных процессов в образовании на всех уровнях интеграции с отражением социально-культурных особенностей России. В современной России содержание обр ...

Гуманистическая сущность национальной модели развития и ее влияние на содержание и эффективность социальной работы
Среди факторов устойчивого развития как отдельных национально-государственных образований, так и всего человечества – особое место занимает гуманизация условий человеческого существования в окружающей его природной и социальной среде. Чело ...

Профессионально важные качества социальных работников в условиях становления рыночной экономики
Как известно, существует ряд профессий, где необходимость профессионального отбора очевидна. К числу таких профессий относится и профессия социального работника. Выделяют ряд профессионально важных качеств, без которых немыслим социальный ...