Социальный процесс — предмет технологизацииСтраница 1
Социальное пространство представляет собой огромное многообразие социальных процессов. Чтобы добиться его гармонизации, повышения результативности человеческой деятельности, необходимо научиться эффективно воздействовать на процессы — содействуя желательным и ограничивая и блокируя нежелательные.
Социальный процесс — это изменение социального объекта под 'воздействием внутренних и внешних факторов, последовательная, (непрерывная смена его состояний". Такие изменения происходят на ['уровне как общества в целом, так и отдельных групп, коллективов, личностей. Соответственно в системе, в которой протекают социальные процессы, можно выделить следующие пограничные зоны***:
• внутриличностные процессы, например самовоспитание;
• процессы, происходящие непосредственно между двумя или несколькими индивидами (процесс общения и др.);
• процессы, происходящие в отношениях между индивидом и группой (адаптации или дезадаптации и т.п.);
• процессы внутри группы, например процессы организации или дезорганизации;
• процессы в отношениях между группами, например процессы национального самоопределения или интернационализации;
• процессы, происходящие внутри отдельного общества (социальной мобильности, дифференциации и ассимиляции и т.п.);
• процессы, происходящие внутри человечества или глобального общества, к примеру процессы демилитаризации или межгосударственной интеграции.
Нижнюю границу образуют внутриличностные процессы, которые непосредственно соприкасаются с психическими и психофизиологическими процессами, верхнюю границу — глобальные социальные процессы.
Как любая социальная система, социальная технология, будучи совокупностью определенных приемов, методов, воздействий, обладает своей собственной структурой, которая состоит из следующих элементов: определение цели, выбор решения, организация социального действия, анализ результатов.
Наряду с этим структура социальной технологии характеризуется также наличием:
• заданного алгоритма — системы последовательных действий в процессе решения задачи, достижения конкретного результата; '
• стандарта деятельности — предписанных процедур, действий, осуществляемых на базе достигнутого опыта и требующих высокой культуры исполнения;
• последовательности операций;
• содержания и логики решения конкретной задачи — наличие научно обоснованного социального проекта, устойчивых структурных компонентов.
Необходимо обратить также внимание на особую значимость в понимании и реализации социальных технологий социологического знания, программ социологического исследования социальной проблематики, в том числе социальной работы. Напомним, что методологическая часть программы фактически является трактовкой способов применения теоретических выводов в решении социальных проблем. Методическая же (процедурная) часть — это не что иное, как, во-первых, совокупность приемов и методов получения искомой информации, во-вторых, нацеленность на выработку таких выводов, рекомендаций и предложений, которые способствовали бы решению социальных проблем, в том числе проблем социальной работы с различными группами населения. Общая схема социальной технологии как целостного явления может быть представлена следующим образом:
Смысл |
Во имя чего? |
Цель |
Что может быть достигнуто? |
Содержание |
С какими параметрами? |
Организация |
Как? |
Средства и методы |
С помощью чего? |
Уровень квалификации |
Кто? |
Методы оценки |
С каким результатом? |
Смысл социальной технологии задается проблемной ситуацией, в целях разрешения которой разрабатывается и внедряется технология, способная обеспечить достижение некоторого целевого состояния социальных объектов.
Популярные статьи:
Структура социального поведения
Поведение имеет свою структуру. Оно включает в себя: поведенческий акт, действие, поступок, деяние. Эти элементы в совокупности включаются в целостное, целенаправленное социальное поведение. Каждый из элементов структуры имеет свою смыслов ...
Рождаемость
В 1960 году общий коэффициент рождаемости составлял 24 родившихся на 1000 населения. В 1985 г. этот показатель сократился до 16,5, в 1995 - до 9,9. В 2004 г. в Беларуси родилось всего 89 тысяч детей, т.е.9,1 рождений на 1000 человек. По эт ...
Закон Республики Беларусь
«О правах ребенка» Важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений. Настоящий З ...