Взаимосвязь количественного и качественного подходов в методе опроса

Информация » Познавательные возможности метода социального опроса в социологических исследованиях » Взаимосвязь количественного и качественного подходов в методе опроса

Количественный" и "качественный" методологические подходы обычно рассматриваются как противоположности. Мы же покажем, что логика проведения исследования в этих двух случаях в определенном смысле довольно сходна. Различие состоит в выборе конструктов и, как следствие, - методов. В основе такого выбора лежит специфика предмета исследования.

Пример использования подхода при формализованном анкетном опросе. Предположим, что мы провели упомянутый "массовый количественный опрос". Онтологическими фактами в таком случае будут служить ответы респондентов как первичные социологические данные, зафиксированные в социологических анкетах. Например, факт состоит в том, что некий респондент в ответ на указанный выше вопрос отметил код 5 - "разошелся с женой". Когда мы посчитаем проценты (что обычно связывается с количественной стратегией), то получим новые онтологические факты, характеризующие уже не отдельного респондента, а выборку в целом. В качестве примера такого онтологического факта может выступать, скажем, то обстоятельство, что у 30% мигрантов браки распались, или что среди молодых мигрантов количество браков, распавшихся в течение первых двух лет адаптации к новой среде, вдвое выше, чем среди мигрантов старших возрастов и т.д. Назовем факты первого вида онтологическими фактами первого уровня, а второго вида - онтологическими фактами второго уровня.

Таким образом, априорные представления об изучаемой закономерности (в нашем случае имеется в виду гипотеза о большей склонности к распаду молодых семей) мы тоже "превратили" в число - в онтологический факт, состоящий в том, что доля распавшихся браков среди молодых мигрантов значительно выше, чем среди респондентов более старшего возраста. Подчеркнем, что в качестве аналогичного числа могло бы выступить значение какого-либо коэффициента связи, вычисленного для соответствующих признаков. Более того, вместо одного числа в аналогичных ситуациях обычно выступают более сложные числовые конструкции - уравнения регрессии, факторная структура, результат классификации и т.д. Другими словами, онтологический факт, характеризующий всю выборку в целом, как правило, является результатом применения некоторых методов анализа данных к совокупности тех чисел, которые служат моделями респондентов.

Конечно, подобные онтологические факты что-то говорят об изучаемом феномене. Но содержательные социологические выводы будут носить несколько иной характер. Они будут соответствовать гносеологическим фактам. Например, мы будем говорить, что молодежь более склонна к разводу, и попытаемся как-то объяснить это, исходя из нашего предшествующего опыта. Мы можем априори полагать, что только многолетняя совместная жизнь супругов, определенного рода "притирка" их друг к другу делает брак устойчивым, способным выдерживать непривычные условия существования, и будем считать, что наблюдение подтвердило нашу гипотезу. Это подтверждение и будет служить гносеологическим фактом.

Таким образом, гносеологические факты получаются в результате интерпретации онтологических. Поэтому гносеологический факт мыслим только в рамках определенной теоретической модели. Однако с наличием априорной модели связано и получение онтологических фактов. Так, априорные модельные соображения обусловили то, что у каждого респондента мы интересовались именно тем, распался ли его брак; то, что мы сравнивали число распавшихся браков именно для старых и молодых; то, что мы выбрали для проверки нашей гипотезы именно тот или иной математический метод. Таким образом, мы не можем говорить о полной независимости онтологических фактов от сознания исследователя: сама анкета является плодом его теоретических размышлений. В этом проявляется относительность деления всех фактов на онтологические и гносеологические.

С "измерительной" точки зрения наши действия свелись к следующему. Каждого респондента мы отобразили в наборе чисел: одно число - ответ на вопрос об изменениях в жизни, другое - возраст. Каждый набор чисел служит своеобразной моделью респондента. Такие числовые наборы (некоторые из них могут состоять и из одного числа) суть конструкты. При разных постановках задачи совокупность конструктов может пониматься по-разному - как векторное пространство, многомерная (одномерная) случайная величина и т.д. Подобные конструкты изучены в математике (хотя с таким же успехом можно было бы использовать, скажем, логические конструкты, либо какие-то новые формализованные образования, приводящие к рождению новых ветвей науки, близких по своей структурированности к логике и математике). Мы для того и пользуемся отображением эмпирических объектов в такие конструкты, чтобы затем, изучив их математическими средствами и проинтерпретировав адекватным образом полученные результаты, прийти к новым содержательным выводам. Подчеркнем, что, выбирая и реализуя математический метод, мы тем самым моделируем, отображаем в свойствах рассматриваемого конструкта наши априорные представления об изучаемых закономерностях. Отделить друг от друга выбор моделей для объектов и моделей для связывающих эти объекты закономерностей практически невозможно.


Популярные статьи:

Оптимальная структура государственной власти
Государственная власть объективно настолько сложна, неуклюжа, допускает дублирование, пересекаемость, имеет тенденцию усложнения и увеличения армии чиновников, контролирующих органов, четко не разделена на общегосударственную власть, терри ...

Этническая общность или этнос
Ясно, что в применении к сербам, англичанам, валлонам, белорусам, голландцам и т.п. слово "народ" имеет иной смысл, чем в том случае, когда говорят об индийском или пакистанском народах. Для выражения именно этого, а не какого-ли ...

Понятия «глобализация» и «универсализация». Сущность и характеристика процесса глобализации
С конца XX в. культурная универсализация все чаще характеризуется как глобализация. Это понятие имеет два основных значения. Первое трактует глобализацию как объективный, естественный процесс распространения достижений «высоких» культур на ...