Современные модели государственной политики в сфере безопасности
Страница 1

Информация » Социальные аспекты национальной безопасности современного российского общества » Современные модели государственной политики в сфере безопасности

Активным субъектом обеспечения безопасности, ответственным за функционирование и развитие общества является государство. Государство как политико-социальный институт определяет стратегию и тактику развития данной области, отвечает за формирование системы мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества в целом или его отдельных структурных элементов.

На рубеже веков и тысячелетий государственная политика в сфере безопасности кардинально изменилась. Если раньше «могущество страны определялось военной мощью, сегодня оно измеряется квалификацией ее рабочих, искусством менеджеров и силой технологий».

В зависимости от характера государственной политики в сфере безопасности сегодня можно выделять 3 основных типа государств:

• вестфальские;

• «недостаточные»;

• поствестфальские.

Современные вестфальские государства отличаются хорошо развитой экономической и политической базой, высокой способностью к самоуправлению, самостоятельностью в определении форм правления, принципов внутренней организации, отношений с религиозными конфессиями. Подобное государство обладает монополией на использование средств насилия, не признает над собой верховенство какой-либо власти. Вестфальское государство является государством нацией. Через систему суверенитета оно воздвигает стену между собственным и другими обществами, в сфере безопасности опирается преимущественно на свои военные возможности. Государственную политику вестфальских государств характеризует монополия на использование средств насилия, однако военные силы используется преимущественно в борьбе против внешних врагов.

Яркий пример вестфальских государств – Советский Союз и США.

Уклон США на использование военных средств, лидерскую позицию, неприкасаемость и неоспоримость американских взглядов демонстрируют нормативно-правовые акты страны, высказывания и деятельность первых лиц государства. Министр обороны Д. Рамсфельд неоднократно подчеркивал, что если для разгрома террористов потребуется войти на территорию 15 государств, Соединенные Штаты сделают это незамедлительно. На праве США в любой момент начать войну, если будет существовать угроза безопасности нации, настаивают все Президенты данного государства.

«Недостаточную» модель государственной политики в сфере безопасности отличает хорошая подготовленность органов власти для противодействия угрозам, исходящим извне, от других стран. Однако когда государство сталкивается с внутренними проблемами (неконтролируемый поток мигрантов, наркоторговля, бедность и т.д.), вызовами «снизу», исходящими от других несуверенных лиц, ему очень трудно подобрать эффективные инструменты и стратегии противодействия.

К подобному типу государств следует относить Российскую Федерацию в 90-е гг. ХХ века. В данный временной интервал отсутствовало должное регулирование социально-политических и экономических процессов властными структурами. Бедность, безработица, крайняя дифференциация населения по уровню дохода, всплеск конфликтов на политической и национальной почве в Чечне, Северной Осетии, Дагестане, Карачаево-Черкесии и т.п. – вот далеко неполный перечень внутренних проблем того периода, дестабилизировавших российский социум.

Современную российскую государственную политику в сфере безопасности можно охарактеризовать как переходную. Большинство внутренних проблем, разрывавших страну в конце прошлого века, ушли на второй план. Однако говорить о том, что Россия процветает пока еще рано. По такому важному показателю, как уровень внешних и внутренних угроз, Россия занимает 81-е место рядом с Кореей и Израилем. Как отмечают специалисты в данной сфере, наша страна обладает способностью справиться со всеми вызовами.

Страницы: 1 2


Популярные статьи:

Медицинская реабилитация детей с нарушениями в развитии
В системе здравоохранения комплексную медицинскую и психолого-педагогическую помощь дети с различными проблемами в развитии могут получать: 1. в амбулаторно-поликлинических условиях (в поликлиниках по месту жительства, в поликлиниках восст ...

Невозможность равноправия в потреблении людьми благ цивилизации
В любом обществе труд большинства людей оценивается низко, делая недоступными для них многие блага цивилизации или доступными не в полной мере. Однако, всегда существуют слои населения или классы, представители которых имеют законную возмо ...

Управление и цели социальной работы
Социальная работы немыслима без такого компонента, как управление. Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учёт и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечени ...