Коммуникация: понятие, особенности, виды. Понятие о социальной коммуникации

Информация » Коммуникации в малых группах » Коммуникация: понятие, особенности, виды. Понятие о социальной коммуникации

Коммуникация - явление, изучаемое многими науками, в том числе социологией, психологией, политологией, теорией коммуникации. Существуют различные виды коммуникации: массовая, межличностная, организационная, групповая и др. В связи с такой многоликостью, многосторонностью данного явления встает задача отбора материала, адекватного интересам и традициям социологического анализа. Эта задача может быть решена следующим образом: основное внимание уделить теориям и эмпирическим исследованиям в области массовой коммуникации, а также затронуть ту область неформальной коммуникации, которая ближе всего к межгрупповым взаимодействиям и обычно называется «функционирование слухов»[1].

Существует большое количество определений коммуникаций. Представим несколько из них, наиболее близких социологическому пониманию.

Коммуникация есть передача информации, идей, эмоций, навыков и т.п. посредством символов - слов, картин, графиков и др. Коммуникация - это процесс, связывающий отдельные части мира друг с другом. Коммуникация - это процесс, который делает общеизвестным то, что было монополией одного или нескольких. И, наконец, коммуникация - это механизм, посредством которого реализуется власть. В 1948 г. американский политолог Г. Лассуэл предложил простую и наглядную модель коммуникативного процесса, включающую пять элементов.

1) Кто? (перелает сообщение) - коммуникатор

2) Что? (передается) - сообщение

3) Как? (осуществляется передача) - канал

4) Кому? (направлено сообщение) - аудитория

5) С каким эффектом? - эффективность

Термин «коммуникация» используется многими общественными, биологическими, техническими науками, и чаще всего имеется в виду элементарная схема коммуникации, приведенная на рис.1.

Рис.1. Элементарная схема коммуникации

Элементарная схема показывает, что коммуникация предполагает наличие не менее трех участников: передающий субъект (коммуникант) - передаваемый объект (сообщение) - принимающий субъект (реципиент). Стало быть, коммуникация - это разновидность взаимодействия между субъектами, опосредованного некоторым объектом[2].


Популярные статьи:

Причины миграции, меры предпринимаемые государствами
Одной из причин развития нелегальной миграции является несогласованность национальных иммиграционных законодательств наших стран. Так, проникновению незаконных мигрантов на территорию государств – участников СНГ способствует достаточно либ ...

Организационно-экономические основы предпринимательства
Актуальность темы исследования определяется важной ролью объекта изучения в условиях трансформации социально-экономических отношений в России. Малое предпринимательство стало неотъемлемой частью современного общества и в значительной степе ...

Реформирование пенсионной системы в РФ
Пенсионная система РФ претерпевает в настоящее время существенные изменения. От пенсионной системы, сформированной на исключительно распределительных принципах, происходит переход к пенсионной системе, построенной на страховых принципах и ...