Коммуникация: понятие, особенности, виды. Понятие о социальной коммуникации

Информация » Коммуникации в малых группах » Коммуникация: понятие, особенности, виды. Понятие о социальной коммуникации

Коммуникация - явление, изучаемое многими науками, в том числе социологией, психологией, политологией, теорией коммуникации. Существуют различные виды коммуникации: массовая, межличностная, организационная, групповая и др. В связи с такой многоликостью, многосторонностью данного явления встает задача отбора материала, адекватного интересам и традициям социологического анализа. Эта задача может быть решена следующим образом: основное внимание уделить теориям и эмпирическим исследованиям в области массовой коммуникации, а также затронуть ту область неформальной коммуникации, которая ближе всего к межгрупповым взаимодействиям и обычно называется «функционирование слухов»[1].

Существует большое количество определений коммуникаций. Представим несколько из них, наиболее близких социологическому пониманию.

Коммуникация есть передача информации, идей, эмоций, навыков и т.п. посредством символов - слов, картин, графиков и др. Коммуникация - это процесс, связывающий отдельные части мира друг с другом. Коммуникация - это процесс, который делает общеизвестным то, что было монополией одного или нескольких. И, наконец, коммуникация - это механизм, посредством которого реализуется власть. В 1948 г. американский политолог Г. Лассуэл предложил простую и наглядную модель коммуникативного процесса, включающую пять элементов.

1) Кто? (перелает сообщение) - коммуникатор

2) Что? (передается) - сообщение

3) Как? (осуществляется передача) - канал

4) Кому? (направлено сообщение) - аудитория

5) С каким эффектом? - эффективность

Термин «коммуникация» используется многими общественными, биологическими, техническими науками, и чаще всего имеется в виду элементарная схема коммуникации, приведенная на рис.1.

Рис.1. Элементарная схема коммуникации

Элементарная схема показывает, что коммуникация предполагает наличие не менее трех участников: передающий субъект (коммуникант) - передаваемый объект (сообщение) - принимающий субъект (реципиент). Стало быть, коммуникация - это разновидность взаимодействия между субъектами, опосредованного некоторым объектом[2].


Популярные статьи:

Контруниверситеты как форма студенческого выступления
В США в первой половине 60-х годов, согласно подсчетам обозревателей в движении за реформу высшего образования приняло участие больше человек, чем в демонстрациях против военных операций Пентагона во Вьетнаме. Ученые отмечают, что «хотя но ...

Структура политической социологии
Появление политической социологии обычно связывается с именем немецкого социолога М. Вебера (1864—1920). Однако это не означает, что до него не происходил процесс осмысления политических реалий того общества, в котором жили исследователи. ...

Основные тенденции и перспективы развития антиглобалистского движения
Проведенные исследования показали, что в мире насчитывается более 500 антиглобалистских организаций различного направления. Несмотря на то, что многие антиглобалистские организации ставят перед собой разные задачи и используют различные ме ...