Супервизорство как эффективная форма повышения профессионализма социального работника
Страница 1

Информация » Становление социальной работы как профессиональной деятельности в Республике Беларусь » Супервизорство как эффективная форма повышения профессионализма социального работника

В зарубежных системах совершенствования профессиональных качеств социальных работников существенное место занимает супервизорство, в основе которого лежит идея активного использования опыта, накопленного в процессе практической работы. В Беларуси пока супервизорство не получило широкого развития. Однако оно заслуживает серьезного внимания, т.к. наряду с используемыми инновационными организационными и содержательными формами социальной работы и развития кадров может оказаться очень результативным.

Действенный отпечаток на процесс «развития» молодого специалиста накладывает не только его собственный практический опыт работы с клиентом, но особенно знания и умения, приобретенные им в результате сотрудничества с более опытным, квалифицированным профессионалом, способным помочь разобраться в затруднительной ситуации, научить использовать новые эффективные методы и технологии работы. Такого рода процесс «научения» в отечественной литературе традиционно называется наставничеством. На Западе же подобное явление именуется супервизорством. Оно включает в себя ряд важных аспектов и проявлений и рассматривается как особо важная система формирования профессионально грамотного специалиста.

Для более доходчивого представления о смысле и назначении супервизорства приводятся пояснения

Питера Ховкинса и Робина Шохета о «хорошей» матери, т.е. матери, которая, «если ее ребенок швыряет в нее еду, не испытывает чувства вины и не воспринимает это как атаку на себя лично, а видит за таким поведением неспособность ребенка справиться с внешним миром. Для любой матери очень трудно быть «хорошей», пока ее не начинает поддерживать отец ребенка или кто-то еще. Тогда строится «триада заботы», которая означает, что ребенка следует оберегать даже тогда, когда необходимо выразить несогласие или ярость».

Данная концепция представляет собой полезную модель для супервизии, где «хороший» консультант может пережить атаку негативности со стороны клиента, черпая силы в супервизорских отношениях. Таким образом, супервизорство рассматривается как метод управления и консультирования, направленный на обеспечение эффективности и качества профессиональной работы, имеющий место, прежде всего, там, где специалисты вступают в профессиональный контакт с различными группами и категориями людей, и используется с целью координации работы с клиентами. Исходя из этого, следует отметить, что супервизор объединяет в себе три основные роли: помощника (консультанта), оказывающего поддержку; учителя, помогающего своему подопечному учиться и развиваться; менеджера, несущего ответственность, с одной стороны, за то, что делает супервизируемый для клиента, а с другой – перед организацией, которая платит за супервизию.

Следовательно, разумно говорить о триаде функций супервизора, определяющих содержательную сторону его деятельности. Речь идет, во-первых, об образовательной функции, заключающейся в развитии навыков, умений и способностей социального работника. Во-вторых, - о поддерживающей функции как способе противостояния стрессу, боли и потерянности, испытываемых социальным работником в результате глубокой терапевтической работы с клиентом. Такого рода эмоции появляются из-за эмпатирования клиенту или стимулируются при взаимодействии с клиентом, или могут быть реакцией на него. Неприятие этих эмоций вскоре приведет к стрессу и выгоранию, к снижению эффективности работника, который начинает либо слишком идентифицироваться с клиентом, либо защищаться от дальнейшего влияния со стороны клиента. В такой ситуации главной задачей супервизора является оказание помощи социальному работнику в осознании этого процесса и работе над подобными реакциями. В-третьих, о контрольной функции. Не только недостаток подготовки или опыта, но также и неизбежные сложности взаимоотношений с клиентом, пробелы, уязвимые места заставляют социальных работников искать кого-то, кто наблюдал бы за их работой. В процессе работы с подопечными супервизор может частично взять на себя ответственность за благо клиента и работу с ним супервизируемого (социального работника): он гарантирует поддержание стандартов учреждения, в котором проводится работа.

Страницы: 1 2 3


Популярные статьи:

Коммуникативные особенности деятельности социального работника
Одной из главнейших особенностей деятельности социального работника является клиентурная деятельность. Она выражается в том, что профессиональный социальный работник постоянно ведет общение с клиентами. Его поле деятельности — профессионал ...

Динамика смертности в России
Смертность – вторая составляющая естественное движение населения. Ее снижение в России, как и демографический переход в целом, происходили с заметным опозданием по сравнению с развитыми в экономическом отношении странами Западной Европе. Л ...

Практические рекомендации
Эволюцию общества определяет эволюция понятия «СОБСТВЕННИК». Этапы развития понятия «собственник». 1. Собственник 2. Совладелец 3. Президент хозяйства – собственник бюджета плановых расходов хозяйства. 4. Совет директоров хозяйства – колле ...