Теоретико-методологические основы образования осужденных в пенитенциарном учреждении. Исторические аспекты становления системы образования осужденных в пенитенциарных учреждениях
Страница 2

Информация » Становление системы непрерывного профессионального образования осужденных в пенитенциарном учреждении » Теоретико-методологические основы образования осужденных в пенитенциарном учреждении. Исторические аспекты становления системы образования осужденных в пенитенциарных учреждениях

В инструкции по проведению культурно-просветительской работы в лагерях особого назначения ПП ОГПУ ДВК в разделе «Школьная работа» говорилось:

«1. Минимум школьной работы заключается в ликвидации неграмотности среди заключенных. Причем преподавание должно поставить себе задачей научить читать книгу, газету и толкнуть заключенного на путь самообразования.

2. Занятия с неграмотными проводить ежедневно не менее одного часа, а с малограмотными не менее двух раз в неделю.

3. Посещение школы является обязательным для всех неграмотных и малограмотных, не достигших 50-летнего возраста.

4. Наряду с общеобразовательными школами могут организовываться школы профессионально-производственного типа (сельскохозяйственные и др.), в зависимости от производственного уклона того или иного лагеря.

5. Программы школьных занятий вырабатываются учителями и зав. культ. отделом и утверждаются начальником лагеря» /7, с.34/.

Как уже было сказано, эта реформа встретила значительные препятствия и с арестом М.В. Слонимского затухла.

С началом Великой отечественной войны культурно-воспитательная работа с заключенными направлялась, главным образом, на усиление их трудовой активности, но ее возможности в значительной степени ограничивались отсутствием материальной базы и бытовых условий. В качестве основных форм идеологического воздействия использовались митинги, беседы, доклады, стенные газеты, средства наглядной агитации и др.

В качестве главной задачи культурно-воспитательных отделов впервые ставилась задача перевоспитания основной массы заключенных на основе высокопроизводительного, общественно полезного труда. Эти аппараты совместно с другими частями и службами ИТЛ, УИТЛК и ОИТК обязывались заниматься вопросами улучшения быта, организации их труда, повышения культурного уровня заключенных и рационального использования их свободного времени.

С окончанием войны ставилась задача по усилению культурно-воспитательной работы среди заключенных. Не везде имелись условия для ведения клубной и библиотечной работы. В сентябре 1945 года руководство ГУЛАГа принимает решение возвратиться к прежнему порядку руководства культурно-воспитательными отделами и подчиняет их заместителям начальников политотделов.

Усиление внимания воспитательной работе требовало более четкого определения ее основных направлений, форм и методов ее реализации, уточнения порядка привлечения заключенных к выполнению задач КВО-КВЧ. Все это и предопределило издание Временных указаний о работе культурно-воспитательных отделов, частей в ИТЛ, УИТЛК и ОИТК МВД, УВД от 24 ноября 1949 года, которыми администрация руководствовалась при организации культурно-воспитательной работы среди заключенных.

Во Временных указаниях впервые были четко сформулированы основные направления культурно-воспитательной работы с заключенными: политико-массовая, производственно-массовая, культурно-массовая работа, обеспечение режима содержания, улучшение быта. Организовывалась сеть стационарных библиотек при культурно-воспитательных отделах и библиотек-передвижек для обслуживания заключенных книгами. Открывались начальные школы по ликвидации неграмотности и малограмотности. Для лиц, не владеющих русским языком, организовывались кружки. При КВЧ предусматривалось создание культсоветов из числа заключенных (7—9 человек) и секций при них. Вводилось квартальное и месячное планирование данной работы /7, с.71 – 72/.

Краткий анализ ретроспективного очерка развития образования в РФ показывает необходимость сложившихся к началу 90-х гг. реформ пенитенциарной системы от репрессивной политики перевоспитания к гуманистическому подходу, основанному на человеке как высшей ценности, автономии его воли и необходимости активного вменения структуры непрерывного образования.

В современной реальности образование в пенитенциарной системе должно развивать научных подход в разработке методологии образования и перевоспитания осужденных с приоритетом экзистенциальных, личностных методик, обращающих большое внимание на внутренний мир каждого осужденного, его способности, мотивацию поведения, изучение интересов и потребностей каждого осужденного в колонии индивидуально. Этот тезис связан с тем, что правовой основой содержания, надзора, социально-педагогических основ в пенитенциарной системе всегда являлись ведомственные нормативные акты (инструкции, приказы, наставления), не отражающие научного подхода к его правовой регламентации и значения в процессе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы.

Для решения ряда проблем, касаемых развития образования в пенитенциарной системе, необходимо рассмотреть генезис пенитенциарной системе в общем контексте современных ему процессов социальной эволюции. Это поможет точнее понять соотношение общеэволюционных и иных причин появления необходимости качественного образования в местах лишения свободы. Очевидно, что образование в пенитенциарной системе связано с большим ростом рецидивной преступности, стихийного обучения асоциальным нормам в условиях изоляции от общества, дезадаптации осужденных и неумении адекватно адаптироваться к быстрому потоку развивающихся информативный технологий, к переменчивости рыночного устройства экономической сферы, к переходу государства на социальные принципы, подразумевающие под собой качественное образование каждого из членов государства и развитие общественного благосостояния в целом.

Страницы: 1 2 3


Популярные статьи:

Ценности как основополагающий элемент поведения человека
На более продвинутом уровне культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему норм и ценностей. В отличие от норм, которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели ...

Ребенок в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях
Статья 29. Защита прав ребенка, оставшегося без попечения родителей Ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на особую заботу со стороны государства. Органы опеки и попечительства должны принимать все необходимые меры по ус ...

Профессиональное образование
Система профессионального образования включает разветвленную сеть государственных высших, средних профессиональных учреждений, учебных заведений начального профессионального образования, институты повышения квалификации специалистов; учебн ...