Основные принципы и формы психосоциальной работы с группой
Страница 3

Информация » Основные принципы и формы проведения групповой психосоциальной работы » Основные принципы и формы психосоциальной работы с группой

- это концепция самопомощи (самопомощь).

В основе группового процесса лежит психосоциальная модель взаимодействия. Она состоит из пяти основных элементов:

- группы;

- членов группы, имеющих особые нужды;

- деятельности в группе;

- взаимодействия специалиста и группы;

- регулирования и решения проблем клиентов.

Достижение сплоченности группы, реализация принципа «группа как целое» осуществляется путем выявления общности: общие интересы, сходные трудные жизненные ситуации одна этническая принадлежность, полоролевая идентификация и т.д. Такие факторы являются «межабонентскими связями». Они позволяют членам группы вместе проходить все стадии группового развития.

Основной задачей специалиста по групповой психосоциальной работе является усиление их группового и индивидуального социального функционирования. Это достигается постоянной помощью группе в принятии решений, оценке ситуаций, результатов действий. Специалист помогает формировать нормы, решать конфликты, управлять ситуацией – это важно для продвижения группы на всех стадиях ее развития.

Специалист рассматривает группу как открытую систему, он информирует ее членов о своих намерениях, действиях и стратегиях. Таким образом, члены группы имеют возможность принимать, отклонять, изменять действия ведущего группу. В этой открытой системе осуществляется процесс интернализации ценностей и действий специалиста и членов группы, усваиваются методы помощи себе и другим людям.

Методы помощи, используемые социальным работником, позволяют изменять условия существования группы, вовлекая клиентов в терапевтический процесс, учат согласовывать личные нужды и проблемы с проблемами группы.

Идея оказания психосоциальной помощи в условиях группового взаимодействия реализуется поэтапно. Г.Конопка выделяет следующие этапы:

1) целенаправленное, теплое, понимающее профессиональное взаимодействие между профессиональным социальным работником и членами группы;

2) управление групповым процессом, осуществление взаимодействия между всеми членами группы;

3) установление вербальной коммуникации между членами группы;

4) установление невербальной коммуникации между членами группы;

5) целенаправленный выбор и создание членами группы необходимой терапевтической среды.

Основываясь на работах современных исследователей стадии группового развития можно представить в виде следующей обобщенной схемы:

1. Стадия ориентации – клиенты осознают себя в качестве членов группы, происходит выбор ролей, ориентация в складывающейся ситуации, проявляются определенные страхи перед неизвестными формами взаимодействия, на этой основе формируется «псевдосплоченность».

2. Стадия власти – оформляются роли в группе, идет борьба за лидерство, растет сопротивление, может распространиться агрессия, направленная на того или иного члена группы, оформляются нормы и ценности при непосредственном участии группы.

3. Стадия переговоров – происходит структурирование группы, оформляется групповая позитивная сплоченность, совместно вырабатываются цели, роли и задачи группы, отмечаются сходные проблемы и эмоциональные переживания.

4. Функциональная стадия – группа активно работает, проявляя заинтересованность в разрешении проблем, поддерживая друг друга, проявляя искренность и спонтанность – характерные тенденции группового развития; это стадия принятия решений.

Страницы: 1 2 3 4


Популярные статьи:

Социальные проблемы молодой семьи
Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную систему социального ...

Беларусь - это Китай наоборот
Многому можно научиться в Китае. Порох и бумагу китайцы придумали, когда европейцы не знали, что такое табуретка. Правда, потом начали почему-то жечь иностранные корабли в стремлении сохранить национальную самобытность. Сохранили, а с ней ...

Высшее образование как социальная норма
После непродолжительного спада начала 1990-х в России наблюдается ярко выраженный бум высшего образования. С 2000 г. число принятых в ВУЗы в нашей стране превышает число тех, кто успешно окончил 11 классов и получил аттестат. В 2003 г. это ...