М.Вебер - крупнейшая фигура в немецкой и мировой гуманитарно-социальной мысли

Информация » Классики зарубежной социологии - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Вебер » М.Вебер - крупнейшая фигура в немецкой и мировой гуманитарно-социальной мысли

М.Вебер родился 21 апреля 1864 года в Эрфурте в семье политического деятеля либерального направления. В 1882 году поступил в Гейдельбергский университет на факультет права, одновременно изучал экономику, историю и философию. В 1889 году защитил диссертацию, в 1894 году был назначен профессором экономики Фрайбургского университета, а в 1896 году занял аналогичный пост в Гейдельбергском университете.

Вебер признан одним из основоположников социологии религии и изучения воздействия религиозных идей на общественную жизнь и хозяйственную деятельность.

В теории социального познания он придавал большое значение единству принципа причинности и теории понимания. Задача социологии, по Веберу, дать понимание, интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия. Эта интерпретация должна быть проверена эмпирически и сама является частью причинного объяснения индивидуального события. "Социологическое объяснение ставит своей целью именно рациональное толкование." ( л.2 с.496)

Вебер дает типологию индивидуальных социальных действий по степени их осмысленности. "Действие, особенно социальное, очень редко ориентировано только на тот или иной тип рациональности, и самая эта классификация, конечно, не исчерпывает типы ориентаций действия."(л.2 с.630)

В факте возникновения современного общества, по мнению Вебера , не следует усматривать результат действия какой-то объективной закономерности. Оно сформировалось как сложносоставная производная, в образовании которой принимали участие самые разнообразные силы, факторы разных порядков и различного происхождения.

По Веберу, главная цель социологии - сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. "Научное рассмотрение оценочных суждений состоит не только в том, чтобы способствовать пониманию и переживанию поставленных целей и лежащих в их основе идеалов, но и в том, чтобы научить критически судить о них".(л.2 с.349)

Его определение предмета социологии тесно связано с его пониманием социального поведения : социальное поведение существует лишь в том случае, если присутствует взаимная психологическая связь между человеческими поступками, то есть если один из действующих индивидов понимает "субъективный смысл" поступка другого действующего индивида и строит свое поведение на основе такого знания.

Исходя из такого понимания взаимосвязи человеческих действий, без которой они не являются социальными по своему характеру, Вебер определяет предмет социологии, как науку, которая интерпретируя, стремится понять социальное действие и тем самым объяснить его ход и результаты с точки зрения причинности, понимая под действием человеческое поведение, а под социальным действием такое действие, которое по своему смыслу связано с поведением других людей и направлено на них.

Согласно понимающей теории М.Вебера, цель научного исследования общественных явлений состоит в их понимании.

Задачей общественных наук является понимание, и их основной метод состоит не в объяснении, а в интерпретации и толковании смысла социального действия.

"Социальная наука - наука о действительности. Мы стремимся понять окружающую нас действительную жизнь в её своеобразии - взаимосвязь и культурную значимость отдельных её явлений в их нынешнем облике, а также причины того, что они исторически сложились именно так, а не иначе." ( л.2 с.369)

Определяя сущность социального явления, Вебер исходил из индивидуального сознания, и подчеркивал, что в качестве социального явления выступает не всякое поведение индивида, но лишь такое, которое имеет внутреннее значение для поступающего определенным образом и которое ориентировано на поведение другого индивида. Он считал, что важнейшей задачей социологии является понимание значения мотивов, ведущих к определенному поведению. Поэтому, общественные науки должны не только исследовать причинные связи между явлениями, но и понимать эти явления.


Популярные статьи:

Политическое сознание и толерантность
К среднему классу исследователи относят от 7% до 20% населения России, а ядро среднего класса – группа с наиболее выраженными и концентрированными характеристиками среднего класса – в 2003 г. насчитывало 6,9%. В октябре 2006 г. по данным и ...

Этносы и этнические процессы. Многозначность слова "народ" в его применение к классовому обществу
Наряду со словом "общество" широкое применение в общественных науках имеет слово "народ". Некоторые историки даже считают, что именно народы, а не общество и общества являются субъектами исторического процесса. Слово &q ...

Управление страной
Теория развития Государственной власти позволяет построить исключительно логичную структуру власти, существенными особенностями которой являются: 1. Разделение Государственной власти соответствует разделению собственности на общегосударств ...