Средний класс – уникальное явление в мировой истории. Можно сказать, его не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в XX веке. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс – стабилизатор общества. Чем он больше, тем меньше вероятность того, что будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы.

Он состоит из тех, кто сделал судьбу собственными руками и, следовательно, кто заинтересован в сохранении того строя, который предоставил подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, и не даёт им столкнуться. Чем тоньше средний класс, тем ближе полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение. И наоборот.[10]

Средний класс – самый широкий потребительский рынок для мелкого и среднего бизнеса. Чем многочисленнее этот класс, тем увереннее стоит на ногах малый бизнес. В средний класс входят две основные категории: собственники материального капитала и собственники интеллектуального капитала, в том числе менеджеры, учёные, инженеры.

Формирование среднего класса, по-видимому, необходимый этап развития социально-ориентированной рыночной экономики. Однако период его достаточно определенного существования в социальной структуре постиндустриального общества может оказаться достаточно небольшим. В случае если тенденция к выравниванию положения различных классов, групп, слоев будет достаточно сильной, то границы среднего класса станут постепенно менее четкими.

В заключение можно сказать, что социально-классовая структура строится на основании неравенства с учётом такой характеристики, как гетерогенность. Близость социальных статусов приводит к образованию социальных слоёв, которые помимо разницы в вознаграждениях имеют разные установки, нормы поведения, идеалы и т.д[11].

[1] И. Робертсон

[2] Фролов С.С. Классы и социальные слои // Социология. Учебник, 1999г.

[3] Кравченко А.И. Классовая система // Социология. Учебник, 2007г.

[4] Фролов С.С. Классы и социальные слои // Социология. Учебник, 1999г.

[5] Александрова О. А. Идейный фон становления российского среднего класса // Общественные науки и современность, 1999г

[6] Голубев B. C. Кого считать средним классом в России? // Общественные науки и современность, 1999г.

[7] Лепехин В. А. Стратификация в современной России и новый средний класс // Общественные науки и современность, 1998г.

[8] Басина Е. Некоторые аспекты проблемы индивидуализма и коллективизма в российском общественном сознании: дифференциация и единство // Человек в переходном обществе. Социологические и социально-психологические исследования. М., 1998г.

[9] Обыденова Т.Н. Средний класс и его работа // Социс № 3, 2000г.

[10] Кравченко А.И. Общество среднего класса // Социология. Учебник, 2007г.

[11] Фролов С.С. Классы и социальные слои // Социология. Учебник, 1999г.


Популярные статьи:

Возрастные группировки: до трудоспособного, трудоспособного и старше трудоспособного возраста.
Заметные изменения произошли в возрастном составенаселения. Снижение рождаемости, начавшееся в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века, привело к усилению процесса демографического старения. По сравнению с переписью 1989 г. средний во ...

«Призрение – дело государственное».
В отличие от подаяния призрение носит организованный характер и осуществляется государством, церковью, обществом, а также частными лицами; выражается прежде всего в предоставлении кому-либо приюта и пропитания. Сосредоточение дела призрени ...

Когнитивная модель ситуации
Результатом когнитивного моделирования является когнитивная карта проблемной ситуации. Она может быть представлена в качестве ориентированного знакового графа. У каждой дуги есть свой знак. Факторы, влияющие на проблему, подразделяются на: ...