Начало научной биографии

Информация » Здравомыслов А.Г. » Начало научной биографии

Здравомыслов Андрей Григорьевич родился в 1928 г. Его научная биография началась, когда он учился на четвертом курсе философского факультета Ленинградского университета (1952). Одним из педагогов этого факультета была Зоя Михайловна Протасенко, она вела у них семинар по истории марксистско-ленинской философии. Первый его доклад, который он запомнил как нечто серьезное, обсуждаемое, был доклад на этом семинаре по проблеме, связанной с переходом об абстрактного к конкретному и, наоборот – от конкретного к абстрактному. Известный тезис марксисткой методологии о движении мысли в процессе познания Здравомыслов развернул в некий текст, написанный от руки и куда-то исчезнувший потом. Зоя Михайловна его похвалила, и это было первое осознание того, что, может быть, его научные интересы и состоят в том, чтобы двигаться в рамках теории, в рамках осмысления сложных методологических вопросов. Правда, на пятом курсе наступил некоторый перерыв в теоретических поисках, потому что он очень активно включился в общественную деятельность, причем минуя факультетские инстанции. Райком комсомола «бросил его» на трудный участок – на ткацко-красильную фабрику имени Желябова, где женским молодежным коллективом он был избран секретарем комитета комсомола. Андрей Григорьевич год там проработал, и перед ним открылись, как ему тогда представлялось, большие перспективы, связанные, с тем, что можно было через райком комсомола дальше двигаться в горком комсомола и т.д. и утверждаться на этом поприще. Но тут у него были проблемы: во-первых, он еще не был тогда членом партии. Когда Здравомыслов обратился в первичную организацию, его друзья проголосовали против того, чтобы дать ему надлежащую рекомендацию. Райкомовцы сказали ему, что он был глуп, поскольку не обратился к ним непосредственно. Они говорили, что сначала надо было «проработать этот вопрос сверху», и тогда бы он получил все, что он хотел. На пятом курсе он встал перед выбором. К этому времени он написал дипломную работу, которая ему совершенно не нравилась, она была о книжке Сталина «Экономические проблемы социализма» и представлялась ему гораздо ниже того уровня, который был уже на четвертом курсе представлен. Может быть, это было связано с самим материалом, с его установками и… Ну, мало ли там с чем. Перед ним стоял выбор: идти в аспирантуру сразу же после учебы, – и некоторые его друзья выбрали именно этот путь – или… В общем, ему казалось, что надо еще что-нибудь поделать, совращаться в гуще жизни, так сказать. Сам опыт работы на ткацко-красильной фабрике оказался для него первым опытом социологического наблюдения. Правда, в то время они еще не пользовались такими словами. Фабрика – это была другая жизнь, другие характеры, другие персонажи, что было очень интересно. Это был 53-й год. В этот год умер И.В. Сталин, и вся фабрика буквально рыдала по этому поводу, а некоторые фабричные комсомолки ездили в Москву на крыше вагона, чтобы участвовать в похоронах! Ну, по счастью, их там не раздавили, слава богу! Они вернулись обратно целыми и невредимыми. Получив в 1953 году диплом преподавателя диалектического и исторического материализма и истории философии, он решил, что он не будет дальше действовать в комсомольском русле, а пойдёт преподавать. Поскольку в Ленинграде не было преподавательских мест, он поехал в Караганду по направлению Министерства высшего образования и проработал там три года в Карагандинском горном институте – сначала заведующим кабинетом, а потом преподавателем кафедры марксизма-ленинизма и, заодно, преподавателем вечернего университета. Надо сказать, что все это к научной работе имело очень слабое отношение. Тогда он принял сознательное и твердое решение, что, отработав три года, возвращается в аспирантуру ЛГУ, и это Здравомывслов и осуществил. В Караганде он довольно много занимался историей философии, историей социальной мысли, штудировал классиков, в том числе труды Гегеля и Канта. И в 1956 году вернулся на факультет с притязанием поступить в аспирантуру вполне хорошо подготовленным, с точки зрения формальных и неформальных требований. Когда он вернулся на факультет в 56-м году, обстановка радикально изменилась в сравнении с тем, какой она была в 53-м. Дело в том, что на факультете появились новые люди, вернулись из ссылок и лагерей репрессированные, они были вновь допущены к преподаванию. Среди них были, например, Моисей Вульфович Эмдин и Лазарь Осипович Резников, профессора очень сильные в области логики и теории познания. Особенное влияние на него оказали контакты с Лазарем Осиповичем Резниковым, который учил его примерно следующему: если Вы хотите заниматься научной работой, то нужно найти точку приложения сил и сосредоточиться именно на этой точке, не разбрасываясь на рассуждения о том, о сем, о слишком широких вещах. Нужно отыскать некоторую точку и сосредоточить свои интеллектуальные усилия в этой области. Это была очень важная методологическая установка, которую он попытался реализовать, когда выбирал тему своей кандидатской диссертации. Руководителем у него был Василий Павлович Рожин в то время зам. декана философского факультета. Василий Павлович вполне одобрил выбранную им тему о проблеме интереса в марксистской социологии.


Популярные статьи:

Теоретические основы изучения социальной политики. Сущность социальной политики, принципы, функции, основные направления.
Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике госу­дарственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточн ...

Полиэтничные нации
Рассматривая процесс формирования нации, я исходил из допущения большей или меньшей этнической однородности состава населения единого геосоциального организма, который одновременно являлся и единым государством. В действительности же грани ...

Теории социального неравенства
1) Согласно функционалистской теории социального неравенства, стратификация существует, поскольку она полезна для общества. Эта теория наиболее четко сформулирована в 1945 г. К. Дейвисом и У. Муром. Дейвис и Мур утверждают, что социальная ...