Анализ результатов исследования. Структура аттитюдов представителей различных поколений женской выборки по отношению к лицам пожилого возраста
Страница 1

Информация » Социальные установки общества по отношению к лицам пожилого и старческого возраста в контексте межпоколенного взаимодействия » Анализ результатов исследования. Структура аттитюдов представителей различных поколений женской выборки по отношению к лицам пожилого возраста

В результате обработки данных выделено 6 значимых факторов.

1 фактор с весом 15.882 (49.632% дисперсии) включает шкалы:

не высказывать мнение 0.889;

не поступать как хочешь 0.801;

не скрывать дорогую покупку 0.771;

заполнить время 0.745;

говорить приятное 0.825;

заботиться о близких 0.964;

не хвастаться успехами 0.889;

стремиться понять 0.901;

воспринимать критику 0.831;

не вести себя вызывающе 0.890;

ходить в театр 0.766;

не рассчитывать на помощь 0.776;

помогать родным 0.777;

не жалеть себя 0.857;

не опаздывать 0.867;

стремиться быть в курсе 0.800;

не подсмеиваться 0.862.

Репертуары:

идеальное Я 0.606 (корр. с «Я в современной жизни» (r=0.524), у близкого пожилого (r=0.405), у близкого молодого (r=0.545), когда будете старыми (r=0.726), у старшего поколения -0.458 (корреляция с близким пожилым человеком(r=0.381)), когда будете старыми 0.529 (корреляция с «у близкого молодого»(r=0.682), «у молодого поколения» (r=-0.361), «Я в современной жизни» (r=0.469)).

Женщины 45 лет показывают, что вышеуказанные характеристики (шкалы) не присущи современному старшему поколению. Респондентки считают, что по достижении ими пожилого возраста, они будут соответствовать образу своего «идеального Я» и «я актуального». Современное старшее поколение оценивается как стремящееся к доминированию, желающее удерживать окружающих под своим контролем, ригидное и педантичное.

Старшее поколение представлено также как нуждающееся в поддержке – они «жалеют себя», «рассчитывают на помощь», «ничего не делают», - а также как требующие особый подход в процессе коммуникации, т.к. они «всегда высказывают мнение», «не говорят приятное», «не заботятся о близких», «хвастаются успехами, «не стремятся понять других», «не воспринимают критику». Поскольку старшее поколение положительно коррелирует с близким пожилым окружением (r=0.381), можно предположить, что отношение к старшему поколению в целом формируется опытом взаимодействия с близкими пожилыми. 45-летние женщины не относят себя к возрасту поздней зрелости и в целом считают, что будут обладать характеристиками, полярными современному старшему поколению.

Во 2 фактор вошли значения шкал:

не следовать совета 0.735;

не страдать от одиночества 0.636;

не контролировать близких 0.613;

не интересоваться политикой 0.604.

Репертуаров:

Я в прошлом - 0.296.

2 фактор можно назвать «фактором автономности». Респондентки оценивают себя в прошлом как зависимых, поскольку в этот фактор с отрицательным значением вошёл репертуар «Я в прошлом». В семантическом пространстве «я в прошлом» и «не следовать совета» расположены близко к полюсам 2 фактора. Значит на пути к «идеальному Я» предполагается преодоление «отсечённости» от социального окружения и активное включение во взаимодействие с ним.

Семантическое пространство (рис. 1.) указывает на то, что у женщин 45 лет при анализе и прогнозе своего жизненного пути присутствует явление «прогресса» - «я в прошлом» (34) и «я в современной жизни» (33) находится на противоположных позициях. Обладать положительными характеристиками, составляющими первый фактор, респондентки предполагают, достигнув старости, при этом в семантическом пространстве «я в старости» (40) максимально приближено к позиции «идеальное Я» (35). «Идеальное Я» составляет социальная активность («заполнить время», «не жалеть себя», не скрывать дорогую покупку», «ходить в театр»), ответственность за близких, позитивное общение, эффективная коммуникация («не высказывать мнение», «не хвастаться успехами», «стремиться понять», «не вести себя вызывающе», «говорить приятное»)

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Популярные статьи:

Средние слои в современно российском обществе
Известно, что носителями культурно-исторических генотипов любого этнополитического сообщества и его жизненных сил являются средние слои. Еще Аристотель считал, что государство, в котором преобладают «средние люди», будет иметь наилучший го ...

Тип потребления индустриального общества
Увеличение количества и расширение ассортимента потребляемых благ. Потребность в услугах намного выше, чем в доиндустриальном обществе. Стандартизация, спецификация и рационализация потребления. Расширение товарного производства и сферы ус ...

Высший мир.
В последнее время все большее количество ученых, исходя из своих исследований материи и энергии, приходят к выводу о неоднозначности нашего мира, нашей природы и начинают задумываться существовании высшего мира. Причем, как правило, это уч ...