Квалификация социального пространства
Страница 6

Информация » Категориальные модели социальной структуры » Квалификация социального пространства

Ранг профессии (РП). По аналогии с партийной принадлежностью (Ш) в политических осях координат мы могли бы назвать данную ось «профессиональной принадлежностью». Однако хотелось бы подчеркнуть, что мы стремимся зафиксировать расположение профессий в ранжированном ряду, по шкале, организованной по принципу «выше-ниже». Другими словами, нас интересует престиж конкретной профессии в данном социуме, характерный для данного периода времени. В чем может проявляться такого рода престиж? Вероятно, прежде всего в тех позициях, которые занимают представители той или иной профессии на рынке труда. Здесь всегда спрос на одни профессии предает спрос на другие (а соответственно — и цена труда, выражаемая назначаемой зарплате). Соответственно возрастает и привлекательность данной профессии в глазах широких слоев населения.

Конечно, многое зависит от общей политической и экономической ситуации в обществе. В тридцатые годы в СССР чрезвычайно престижной была профессия военного (ив особенности летчика) — страна стояла на пороге войны, и внимание государства и всего общества к армии было огромным. Три-четыре десятилетия назад чрезвычайно возрос престиж физиков, авиастроителей — вообще всех профессий и специальностей, требовавшихся в оборонном комплексе. Сегодня, в условиях рыночной экономики, резко повышается спрос на юристов, а также на специалистов по менеджменту, бухгалтерскому учету и экономическому анализу.

При всей субъективности такого рода оценок они имеют под собой вероятно, и объективные основания. Во всяком случае, именно это утверждает так называемая технико-функциональная теория стратификации, согласно которой во всех обществах в различные период развития возникают потребности в профессиях, объективно обладающих в данный момент большей важностью, нежели другие, и требующих особых умений для своего адекватного исполнения. Однако эти умения дефицитны, потому что талант встречается редко, а обучение стоит дорого — по времени и по затратам средств — и не каждому доступно по его способностям. Потому и вознаграждения — не только в форме денежного стимулирования, но и высокого социального престижа — должны быть адекватны, чтобы побуждать тех, кто обладает соответствующими способностями, получать знания, умения и навыки именно требуемого профиля.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Популярные статьи:

Виды, формы и последствия насилия в семье
Виды домашнего насилие подразделяют на: физическое - побои, другие формы причинения телесных повреждений; психологическое - словесное оскорбление, угрозы, унижения и т.п.; экономическое - запрещение поступить на работу или принуждение оста ...

Структура этноса
Этнос может иметь различную структуру. Он может состоять из этнического ядра - компактно живущей на определенной территории основной части этноса, этнической периферии - компактных групп представителей данного этноса, так или иначе отделен ...

Школьное и внешкольное образование
Общеобразовательные школы реализуют программы начального общего, основного общего и среди его (полного) образования, являются звеном системы непрерывного образования и предоставляют всем российским гражданам возможность реализовать гаранти ...