Метод социологии
Страница 1

Каждая наука, выделяя для себя особую область исследования – свой предмет, вырабатывает и свой специфический способ его познания – свой метод, который можно определить как способ построения и обоснования знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Верная картина исследуемого явления может быть получена лишь при правильном методе познания.

Метод (от греч. methodos – букв. «путь к чему-либо») – это своего рода компас, ориентируясь по которому, исследователь постигает сущность предмета. Строго говоря, речь должна идти не о методе, а о методах социологии. Понятие «метод социологии» употребляется в собирательном, обобщающем смысле. Таким образом, социологический метод – собирательное понятие, характеризующее основные установки социолога, реализуемые в процессе социологического исследования и ведущие к расширению и углублению сферы социологического знания. Это конкретные познавательные ориентации, подходы приемы, способы и инструменты, применяемые в социологическом исследовании: микро- или макроподход, изучение частного случая или массовое обследование, свободное интервью или формализированный опрос и т.д.

В самом общем смысле методы социологии можно объединить в две группы: общенаучные и частно-научные. К общенаучным относятся те методы, которые используются всеми другими науками. Это такие методы как сравнительный, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, критическо-диалектический, генетический, наблюдение, эксперимент и другие. Вполне понятно, что эти методы используются по-своему, с учетом специфики предмета социологии.

К частно-научным относят методы, разработанные и используемые именно данной наукой. К таким специфическим методам социологии можно отнести опрос, биографический метод, метод социометрии и др.

Одной их важнейших характеристик метода социологии является опора в изучении социальной реальности на эмпирическое ее исследование (принцип эмпиризма). В связи с этим можно выделить также методы сбора и анализа информации о социальных фактах. К основным методам сбора первичной социологической информации можно отнести опрос, изучение документов, наблюдение и другие, к методам анализа собранной информации – описание и классификация, типологизация, системный статистический анализ и другие.

Самым распространенным методом сбора первичной информации является опрос, который заключается в устном или письменном обращении к исследуемой совокупности индивидов (респондентов) с вопросами по исследуемой проблеме.

Различают два основных вида опроса: письменный (анкетный) и устный (интервьюирование).

Анкетный опрос заключается в письменном обращении к респондентам с опросным листом (анкетой), содержащим определенным образом упорядоченную совокупность вопросов.

Анкетирование может быть: очным, когда анкета заполняется в присутствии социолога; заочным (почтовый и телефонный опрос, через опубликование анкет в прессе и др.); индивидуальным и групповым (когда социолог работает сразу с целой группой респондентов).

Составлению анкеты придается большое значение, поскольку от этого во многом зависит объективность и полнота полученной информации. Опрашиваемый должен заполнять ее самостоятельно по правилам, указанным в инструкции. Логика расположения вопросов определяется задачами исследования, концептуальной моделью предмета исследования и совокупностью научных гипотез.

Анкета состоит из четырех частей:

1. Введение знакомит опрашиваемого с содержанием анкеты, дает информацию о цели исследования и правилах заполнения анкеты;

2. Информационная часть включает содержательные вопросы.

Вопросы могут быть закрытыми, предлагающими выбор одного из представленного перечня вопросов и открытыми, на которые респондент формирует ответ сам.

Страницы: 1 2 3


Популярные статьи: