Проблемы семей в странах СНГСтраница 2
Как среди русского, так и среди бурятского населения происходит сокращение многодетных и увеличение однодетных и неполных семей. Семьи всё больше становятся малочисленными. Так, если в 1970г. русская городская семья состояла из 3,6 чел., сельская - из 4,1, то в 2000г. эти показатели равнялись соответственно 3,3 и 3,8 чел. Бурятская городская семья в 1970г.насчитывала 4,0 чел., сельская - 4,7, в 2000г. - 3,8 и 4,0. Расчёты специалистов показывают, что ближайшие десятилетия действующая ныне тенденция уменьшения численно-сти населения в России сохраниться. По последним прогнозам ООН (1998г.) к 2050г. население России по среднему варианту составит примерно 121,3 млн. чел., согласно же худшему варианту - 102,5 млн.
Всё более острой становится проблема социализации , воспитания детей. Социализация призвана помочь индивиду усваивать систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Вместе с тем в условиях смены традиционной многопоколенной семьи двухпоколенной с характерной для неё двухкарьерной моделью и следовательно двухзарплатностью весьма существенно сужаются функции социализа-ции детей. Будучи вовлечёнными в систему наёмного труда, родители ограничены во времени, поэтому их общение с ребёнком является преимущественно эпизодическим. Как свидетельствуют данные Госкомстата Республики Бурятия, в 1990г. работающие женщины занимались с детьми в среднем 32 минуты в сутки, а мужчины - всего 16 минут. Воспитанием детей занимаются ясли, детсады, детдома, школы. Мы - отцы и матери, - как остроумно пояснил эту ситуацию профессор Бестужев - Лада, - сдаём детей, как чемоданы, в камеры хранения, в школьные системы, и получая обратно этот чемодан, возмущаемся: почему он такой бесчувственный по отношению к нам, когда мы становимся престарелы-ми, и не думает о нашем благополучии.
Но дело не только в отсутствии времени у родителей для общения с детьми, но и в не рациональном его использовании. Как показывают исследования, большинство родителей педагогически не образованы. Нередко по отношению к детям применяется не только психологическое или эмоциональное, но и физическое насилие. Об этом свидетельствуют такие данные. Ежегодно в России около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тысяч - самоубийство. Более 50 тысяч детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тысяч несовершеннолетних находятся в розыске.
По данным социологических опросов, проведённых в нашей республике (2000г.), прибегают к использованию физического насилия родители как город-ских, так и сельских семей. В городе насилие применяется чаще, чем в деревне.
При этом прослеживается тенденция роста числа проявлений физического насилия, что объясняется прежде всего деморализацией, снижением образовательного, культурного уровня части населения, ростом числа психических расстройств, алкоголизмом.
Сегодня, как никогда раньше, остро стоит задача кардинально повысить роль родителей в воспитании детей. В отечественной и зарубежной литературе настойчиво высказывается требование уйти от экономики двухзарплатной системы, когда работают оба родителя. Необходимо создать такие условия, чтобы зарплата одного из родителей была достаточной для нормального функционирования семьи, а второй имел возможность заниматься воспитанием детей.
Популярные статьи:
Возможности измерения социальных норм
Социальная норма как механизм оценки и регуляции поведения индивидов, групп и социальных общностей является одним из ключевых понятий социологии. Не случайно великие теоретики социологической мысли обращались к этому понятию, делая его осн ...
Социальная политика в сфере образования
За последние десять лет в сфере образования произошли следующие изменения: изменился рынок труда – заказчик стал диктовать жесткие требования к выпускнику; все более активную роль начинают играть региональные и местные органы власти; проис ...
Г.Зиммель - немецкий философ-идеалист и социолог
Г.Зиммель родился в 1858 году. С 1885 года приват-доцент, и профессор университетов Берлина с 1901 года и Страсбурга с 1914года. Его ранний период прошел под влиянием Г.Спенсера и Ч.Дарвина, в 1900-х годах сменился воздействием идей И.Кант ...