Бизнес - слой российского общества: сущность, структура, статус
Страница 3

Информация » Социальный портрет современного предпринимателя » Бизнес - слой российского общества: сущность, структура, статус

При третьей трактовке

в качестве базового выступает понятие «предприниматель». Оно обозначает субъекта хозяйствования, действующего в условиях экономической свободы и с целью максимизации прибыли. Понятие «предпринимательство» имеет в этом контексте два смысла:

ü с одной стороны, тип экономической деятельности, синонимичный понятию «бизнес»;

ü с другой - социальный слой, реализующий этот вид деятельности.

Предприимчивость (инициативность, новаторство, творчество) рассматривается здесь как желательная и важная, но не конституирующая черта. Каждая из этих трактовок отражает определенный аспект феномена предпринимательства, но ни одна не достаточна для его полного описания.

Обычно выбор того или иного подхода определяется целями исследования, содержанием научных задач. В частности, в работах социоструктурного направления предприниматели рассматриваются в первую очередь как слой, которому предстоит сыграть важную роль в преобразовании российского общества. Социальный генезис этого слоя, его внутренняя структура, положение в системах власти и собственности, динамика социального статуса здесь более существенны, чем творческий, инновационный тип личности.

Поэтому в рамках данного направления предпринимательство понимается как социальный слой, конституирующими признаками которого служат: инициативная деятельность в целях получения прибыли; свобода и автономность экономических решений, личный риск и личная ответственность за результаты хозяйствования.

Недостаточная изученность российского предпринимательства связана не только с недавним возникновением в России этого феномена, но и с малой доступностью соответствующей информации. Методически надежной социально-экономической статистики в стране нет. Разрозненные, плохо структурированные и быстро устаревающие данные, публикуемые Госкомстатом, ограничиваются несколькими простейшими показателями, ориентированными на потребности административного управления, а отнюдь не науки. Практически нет массовых данных о структуре слоя предпринимателей, направлениях и темпах его развития, об особенностях его регионально-поселенческого размещения, о способах и результатах его экономической деятельности. Вакуум информации частично заполняется социологическими опросами предпринимателей и публицистикой.

Опросы предпринимателей, в свою очередь, страдают недостатками. Они проводятся в разных городах, в разное время, с неодинаковыми целями и по различным методикам, что делает результаты большинства из них несопоставимыми.

Очень мало сравнительных данных о разных типах предпринимательства. К тому же большинство исследований даже не претендует на репрезентативное представление всего слоя предпринимателей, рассматривая лишь отдельные его элементы, иногда-довольно случайные. Частично это объясняется отсутствием у науки средств на проведение крупных репрезентативных опросов. Однако не менее важно и то, что для построения представительной выборки надо знать границы и структуру изучаемого объекта. Между тем даже примерное определение состава и границ предпринимательского слоя составляет самостоятельную научную задачу.

Высказывается мнение, что в условиях современной России «стремиться к составлению репрезентативной выборки для опроса предпринимателей . бесполезно», так как, «с одной стороны, не могут быть определены критерии составления такой выборки, а с другой стороны, статистические данные по любым параметрам предпринимательской деятельности неадекватны реальному положению дел».7

Я, однако, придерживаюсь другой точки зрения и считаю важным, несмотря на все трудности, использовать имеющиеся средства для более-менее репрезентативного изучения указанного слоя.

Достаточно широкие возможности для решения исследовательских задач открывают данные ежемесячного мониторинга экономических и социальных перемен в России, проводимого ВЦИОМ и Интерцентром с марта 1993 года.8

Особенностью этой работы является уникально репрезентативная выборка, строящаяся по территориальному принципу. Как правило, вероятность попадания различных типов предпринимателей в случайную территориальную выборку в принципе пропорциональна их долям в населении . Но при обычных масштабах опросов (1—1,5 тыс . человек ) в нее могут попасть не больше нескольких десятков предпринимателей, что, естественно, не обеспечивает надежности выводов . Иное дело-мониторинг, предполагающий ежемесячный опрос трех -четырех тысяч респондентов. Регулярное проведение опросов по одной и той же анкете на базе независимых, но единообразно построенных выборок позволяет сформировать информационный массив, охватывающий десятки тысяч экономически активных россиян, в том числе сотни и тысячи респондентов, занятых предпринимательской деятельностью. Такая информация позволяет исследовать группы, составляющие меньше 1% опрошенных.

Страницы: 1 2 3 4 5


Популярные статьи:

Статистика населения. Объекты наблюдения и источники информации о населении
Единицами учета в статистике населения является человек, семья, домохозяйство и населенный пункт. В отличие от других отраслей экономической и социальной статистики текущий учет населения практически не имеет отраслевых форм статистической ...

Возможности и перспективы социальной работы в центре планирования семьи. Обоснование значимости программы исследования
В ситуации кризиса современной семьи, изменения взглядов на воспитание детей, отсутствие цензуры, внимания к половому просвещению подрастающего поколения, репродуктивные установки и поведение большей части молодежи является одной из причин ...

История и перспективы власти
ЭТАПЫ: 1. АБСОЛЮТНАЯ ВЛАСТЬ (недалекое прошлое с рецидивами). 2. ВЛАСТЬ, РАЗДЕЛЕННАЯ НА ВЕТВИ (общепринято - настоящее время). 3. ВЛАСТЬ, РАЗДЕЛЕННАЯ НА ЕДЕЛИМЫЕ НЕСОВМЕСТИМЫЕ ЧАСТИ (недалекое будущее). 1. АБСОЛЮТНАЯ ВЛАСТЬ. Неограниченная ...