Распространение коррупции в российских школах и высших учебных заведениях
Страница 3

Информация » Проблема коррупции в современном российском образовании » Распространение коррупции в российских школах и высших учебных заведениях

Среди российских ученых – как экономистов, так и социологов, занимающихся проблемами теневой экономики – следует отметить Ю. Латова, Р. Рывкину, В. Радаева. Круг явлений, которые могут быть охвачены понятием «теневые экономические отношения в сфере высшего образования» выглядит следующим образом: поступление в вузы на бюджетные места с использованием социального капитала: через друзей, знакомых, родственников, что подразумевает ответное предоставление каких-либо благ или услуг; поступление в вуз, используя «дорогие» занятия с репетитором (латентная форма взятки); поступление посредством прямой взятки; получение зачета, экзамена, учебной практики за деньги (сувенир, подарок); покупка реферата, курсовой работы, дипломной работы; репетиторство преподавателей того вуза, где учатся студенты, как скрытая форма получения взятки.

Проявления теневых экономических отношений в вузах можно рассматривать с позиции теории рационального выбора. Действительно авторы ТЭО (студенты и их родители) действуют рационально и преднамеренно. Сложно себе представить человека, пытающегося оказать влияние на приемную комиссию в вуз, не понимая того, что он делает, или просто находясь под нерефлексируемым воздействием социальных норм. Осознавая возможные выгоды от поступления в вуз, авторы также оценивают и издержки. Издержки могут иметь как стоимостное денежное выражение (услуги, подарки), так и социальное – осуждение со стороны других людей, возможность провала «подкупа» с вытекающими последствиями. Отношения к явлениям теневым экономическим отношениям – как при поступлении, так и в процессе учебы, – достаточный индикатор «затратности» социальных издержек, связанных с нарушением социальных норм. Предполагается, что в ряде случаев поступления в вузы за взятку и будет являться социальной нормой, запечатленной в общественном сознании.

Довольно интересно действует принцип субоптимальности теории рационального выбора. Осознавая, что другие абитуриенты могут находиться в неравных условиях конкурсного отбора (иметь преимущество за счет взятки), авторы также стараются повлиять на поступление посредством взятки. Данный принцип как раз и зафиксирован в обыденном утверждении о том, что «в вуз поступают только за взятки или по блату»[8]. Основная «аномалия» теневых экономических отношений при поступлении в вуз лежит на поверхности противоречий в самой теории рационального выбора[9]. Выглядя «рационально» на микроуровне, подобные действия на макроуровне не всегда являются разумными. Издержки для общества очевидны: отнюдь не все одаренные дети имеют шанс поступить в вузы.

Сумма взяток при поступлении или в процессе учебы обусловлена не просто рыночным спросом и предложением, а учетом выигранного времени и сил, которые могут быть затрачены на самостоятельное прохождение данных испытаний. Среди студентов ходят списки, кто из преподавателей, сколько просит за тот или иной экзамен или отметку: взятки берутся в деньгах, подарках, но также и в "услугах" – вплоть до сексуальных. Уровень коррумпированности растет вместе с престижем соответствующего вуза: например, поступление в знаменитый Московский государственный университет им. Ломоносова может стоить несколько десятков тысяч франков. Высшее образование все более становиться инструментальной ценностью, и фраза «время – деньги» приобретает прямой смысл.[10]

Ответ на вопрос о том, почему студенты (чаще их родители) идут на серьезные материальные затраты при поступлении очевиден: высшее образование – это благо, ценность, которая может быть не только выражена в скупых коэффициентах большего дохода после окончания вуза. Важность социального капитала, его ценность, ради чего авторы стремятся получить высшее образование, – не вызывают сомнений.

Теневые экономические отношения в процессе учебы (взятки за зачеты и экзамены, покупка курсовых и дипломных работ) также могут быть проинтерпретированы в терминах формальных и неформальных, материальных и нематериальных ограничений. Осознанный выбор вступления в теневые экономические отношения, который совершает студент, преодолевая препятствия по ходу учебы, может трактоваться как успешный способ достижения цели, а не вынужденная мера, которая спровоцирована «голодным преподавателем».[11]

Страницы: 1 2 3 4


Популярные статьи:

Этнические процессы
Выше был охарактеризован один этнический процесс - этническая ассимиляция. Но кроме него существуют и другие. Один из них - процесс этнического слияния (консолидации), заключающийся в том, что несколько близких по культуре и языку соседних ...

Услуги публичных библиотек
Престиж, привлекательность и востребованность библиотеки находятся в прямой зависимости от набора и качества ее услуг, комфортности пользования ими. Так же как сама библиотека, ее услуги должны быть доступны и удобны для всех групп и катег ...

Младенческая смертность
График 8: Коэффициенты младенческой смертности (детей до года к числу родившихся). В общем круге проблем смертности населения большую социальную значимость имеет младенческая смертность (число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 р ...