Школа как фактор социализации личности. Социально-психологическая адаптация учащегося.

Информация » Социализация личности » Школа как фактор социализации личности. Социально-психологическая адаптация учащегося.

Как уже говорилось ранее, социализация и социальная адаптация личности неразрывно связаны между собой, а школа выступает как важнейший институт создания условий для успешной социализации и адаптации личности человека.

Социально-психологическая адаптация – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными мотивами, потребностями и интересами.

В психологическом словаре под редакцией В. П. Зинченко предлагается другое понятие социально-психологической адаптации. Это интегрированный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные психосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе, изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Важнейшим средством достижения социально-психологической адаптации являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка. Основные проявления же ее – взаимодействие (в том числе и общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность.

Образование в буквальном смысле слова «формирование образа» мыслей, действий человека в обществе. Это процесс усвоения знаний, умений и навыков. Основной путь получения образования – обучение в различных учебных заведениях.

Также хотелось бы обратить внимание на определение образования забытым русским педагогом Сергеем Иосифовичем Гессеном (1887 – 1950). Он рассматривал образование как культуру личности, процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права, экономики. В этом, считал он, основа развития личности.

Ученый отмечал, что «подлинное образование заключается не в передаче того культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающегося, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры».

Таким образом образование решает задачи совершенствование личности, ее культуры, физического и нравственного развития, приобретения общего и профессионального образования.

Обучение – двусторонний процесс учения и преподавания. Процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности. В учении ребенок познает окружающий мир, а преподавание – руководство педагогом познавательной и учебной деятельностью ребенка.

Обучение дает ребенку знания, умения и навыки. Но в процессе приобретения знаний осуществляется и воспитание, прививаются навыки поведения в обществе, отношение к труду, к людям.

При рассмотрении процесса обучения нужно не забывать, что этот процесс носит социальный характер, так как он протекает при общении, взаимодействии учителя и ученика, ученика и ученического коллектива.


Популярные статьи:

Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы. Обоснование социальной значимости внедрения разработанных мероприятий
Развитию социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных предаётся в наше стране с каждым годом всё большее значение, оно рассматривается как крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность всей ...

Социология и междисциплинарные науки
Большое значение в развитии социологии приобретают междисциплинарные связи. В междисциплинарной науке возникла социальная психология, развивается социолингвистика, проходит стадию становления социопедагогика. Для всех новых направлений нау ...

Объекты исследования
Учащиеся и работники экологического центра Заволжского района города Ульяновска Ульяновской области. В анкетном опросе приняли участие 200 человек, из них 150 человек - учащиеся, 50 человек – рабочий персонал. ...