В заключение проведённого исследования познавательных возможностей метода опроса в социологических исследованиях необходимо отметить ряд принципиальных моментов:

1. В современной науке социологический опрос понимается как диалог социальных общностей: социальных институтов и населения, реализующийся на трех уровнях коммуникации: психологическом (респондент-интервьюер на этапе сбора эмпирических данных), социально-психологическом (через множественные социально-групповые идентификации участников диалога в процессе его развертывания), и социетальном (на этапе формирования заказа, предмета и эмпирического объекта исследования, планирования, организации, анализа и интерпретации результатов, а также их введения в общественный, управленческий и научный оборот). Социетальный уровень коммуникации является определяющим в социологическом опросе, а два других - сопутствующими, выступающими в роли инструментальных факторов достоверности получаемой информации.

2. В сфере коммерческих исследований «индустрия опросов» раскололась в настоящее время на две крупные подотрасли: количественную и качественную. В качественной доминируют фокус-групповые исследования, которые ведутся с очень большим, все возрастающим размахом. Используются в этой подотрасли и индивидуальные глубокие интервью. Прочие качественные методы в коммерческих исследованиях практически не используются.

Основным критерием, характеризующим познавательные функции исследования статистического типа, является надежность, т.е. воспроизводимость полученных результатов. Если провести повторный опрос по той же методике в той же самой социальной группе, и результаты обоих опросов будут идентичны — значит, они надежны. Сегодня никто не оспаривает тот факт, что при правильно проведенном массовом репрезентативном опросе с помощью формализованных анкет автоматически достигается высокая степень воспроизводимости результатов.

Однако в количественной традиции методики социологического опроса существуют недостатки. Низкая степень правдоподобия многих неявных содержательных гипотез, латентно закладываемых исследователями в формулировки и структуру формализованных вопросов, а порой и полное отсутствие такого правдоподобия, является очень серьезной и плохо осознанной проблемой. Таким образом, статистическую надежность результатов количественных исследований не следует путать с их надежностью и обоснованностью в широком смысле этого слова. Строго говоря, количественные исследования надежны лишь в той мере, в какой саму проблему надежности удается свести к ее статистическому толкованию. Если такое сведение не удалось или в принципе невозможно, количественные данные становятся крайне ненадежной основой для выводов.

3. Познавательные возможности метода опроса, в частности метода глубокого интервью (или фокус-групп) с качественной точки зрения характеризуются детальным изучением социального явления в его целостности и непосредственной взаимосвязи с другими явлениями.

[1] Miller W. L. The Survey Method in the Social and Political Science: Achievements, Failures, Prospects. L.: Frances Printer Publ., 1983. Part 1.

[2] Бурдье П. Социология политики. М.:Социо-Логос, 1993. с.231 -241.

[3] Маслова О.М. Познавательные возможности метода опроса/Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. Социологический опрос. Под. Ред. В.Г.Андреенкова и О.М.Масловой. М.:Наука, 1990. С.49-64

[4] Веселкова Н. В. Полуформализованное интервью//Социологический журнал, 1994. №3. С. 108.

[5] Маслова О.М. Познавательные возможности метода опроса/Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. Социологический опрос. Под. Ред. В.Г.Андреенкова и О.М.Масловой. М.:Наука, 1990. С. 19

[6] Белановский С.А. Метод фокус-групп.—М.: Издательство Магистр, 1996. С. 22.

[7] Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. М.: Наука, 1990. С. 91.

[8] Белановский С.А. Некоторые мотивационные механизмы формирования молодежных коллективов и групп//Молодежь и культура. Проблемы досуга, художественного творчества, становления личности. М.: НИИ культуры РСФСР, 1985.

[9] Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. Изд. 2-ое. М.: Наука, 1987. С. 35.

[10] Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. Изд. 2-ое. М.: Наука, 1987. С. 63.

Страницы: 1 2


Популярные статьи:

Что такое наркомания?
Наркоманией называется группа заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием абстиненции (синдрома ...

Франция
Студенческое движение во Франции имеет давнюю историю. В Сорбонне в период между 1443 и 1445 гг. девять месяцев шла забастовка против отмены налоговых льгот. С сентября 1444 г. по март 1445 г. шла непрерывная 6-месячная забастовка. В 1446 ...

Младенческая смертность
График 8: Коэффициенты младенческой смертности (детей до года к числу родившихся). В общем круге проблем смертности населения большую социальную значимость имеет младенческая смертность (число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 р ...