Гипотеза Мальтуса
Первая попытка оценить динамику численности населения и ответить на вопрос, сможет ли Земля прокормить всех живущих на ней, связана с именем английского ученого Томаса Мальтуса (1766-1834 гг.). Он пришел к мысли, что если рост населения ничем не сдерживать, то население будет удваиваться каждые 25-30 лет; что люди размножаются быстрее, чем растущие средства существования. Развивая эти идеи, он пришел к выводу, что плодовитость бедняков - главная причина их нищенского положения в обществе. Свои взгляды он анонимно опубликовал в 1798 г. в работе "Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества".Т. Мальтус утверждал, что численность населения возрастает в геометрической прогрессии, в то время как ресурсы, необходимые для пропитания этого населения - в арифметической. Поэтому рано или поздно эти линии пересекутся, и наступят голод, войны, болезни.
В действительности замеченная тенденция переходит на определенном этапе в прямо противоположную - повышение уровня жизни ведет к снижению рождаемости и не только к стабилизации численности населения, но и абсолютному его снижению.
Современные взгляды на динамику численности населения отражает и теория демографического перехода.
Популярные статьи:
Подготовка кадров для системы
социальной защиты: состояние и проблемы
Становление новой модели социальной защиты предполагает наличие новых кадров, глубоко понимающих происходящие перемены, готовых профессионально решать многоплановые задачи социальной защиты различных категорий населения. В Республике Белар ...
Начало научной биографии
Здравомыслов Андрей Григорьевич родился в 1928 г. Его научная биография началась, когда он учился на четвертом курсе философского факультета Ленинградского университета (1952). Одним из педагогов этого факультета была Зоя Михайловна Протас ...
Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей
Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, пр ...