Социальные прогнозы
Страница 2

Информация » Микросоциология » Социальные прогнозы

Основными понятиями данной области знания являются: «прогностика», «прогноз», «прогнозирование», «принципы социального прогнозирования», «прогнозирование в социальной практике» и др.

Прогностика – наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего. Методология прогностических исследований опирается на наиболее ценные теоретические достижения многих наук: исторических, математических, философии, социологии.

Прогнозирование – это метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты тех процессов и явлений, которые выбраны в качестве предмета анализа.

Социальное прогнозирование – прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, общественными отношениями, в центре чего находится человек.

При проведении социального прогностического исследования учитываются и тщательно разрабатываются методологические и организационные характеристики, а также специфические особенности прогноза и рекомендации по заимствованию его положительных черт.

Методологические аспекты включают в себя, например, использование системного подхода, анализ проблемы на базе ретроспективного исследования исторических аналогий.

Неотъемлемой составной частью социального прогнозирования являются его организационные моменты, такие как:

- создание временного творческого коллектива (ВТК) и определение функций его и каждого члена в отдельности;

- определение методов, объектов исследования;

- разработка методики прогнозирования;

- определение методов исследования ЭВМ, социологические исследования.

Таким образом, социальное прогнозирование позволяет предвидеть результаты и своевременно устранять причины возникновения социальных проблем.

Одна из наиболее обоснованных технологий разработки социологических прогнозов предложена И.В. Бестужевым-Ладой и сводится к следующим операциям:

1) разработка предпрогнозной ориентации с определением объекта и предмета исследования, предварительным анализом проблемы, формулированием целей и задач, выдвижением гипотез, определением структуры, методов и организации исследования;

2) построение исходной модели объекта и предмета исследования в виде описанной системы качественных и количественных характеристик и показателей;

3) построение прогностического фона, определение места обследуемого объекта в общей картине социального бытия (с анализом системы условий и факторов, которые воздействовали, воздействуют или могут воздействовать на развитие объекта);

4) построение поисковой модели путем экстраполяции выявленных тенденций и закономерностей на исходном состоянии объекта с упреждением на будущее;

5) разработка путей движения к тому состоянию объекта, которое найдено упреждающим и другими путями на поисковой модели.

Социологическое прогнозирование прямо или косвенно служит повышению эффективности социального управления и социального регулирования социальных процессов. Оно приобретает особую актуальность в периоды системных кризисов и, особенно в переходные периоды развития общества, при переходе от одной формы экономических отношений к другой; при разработке не только так называемых прогнозов-маяков, но и прогнозов-следствий - положительных или отрицательных для жизнедеятельности общества и отдельных его сфер.

Страницы: 1 2 


Популярные статьи:

Динамика развития религиозных общин и конфессий Брестской области
Брестская область занимает первое место в республике по общему количеству религиозных общин, т.е. 23 процента от общего количества общин по республики. По количеству общин некоторых религиозных общин Брестская область выступает абсолютным ...

Классификация и типология конфликтов.
Конфликтов в обществе великое множество. Они различаются масштабом, типом, составом участников, причинами, целями и последствиями. Их стараются классифицировать по сферам жизни: конфликты в области экономики, в национальных отношениях, в с ...

Роль образования в социальной мобильности современного российского общество. Проблема образования современного российского общества
Среди социальных институтов современной цивилизации образование занимает одну из ведущих позиций. От качества образования в решающей мере зависят темпы технологического, экономического, политического прогресса, состояние культуры и духовно ...