Теоретические основы социальной адаптации детей из неблагополучных семей. Понятие социальной адаптации
Страница 2

Информация » Работа социального педагога по социальной адаптации подростков из неблагополучных семей » Теоретические основы социальной адаптации детей из неблагополучных семей. Понятие социальной адаптации

Сложность механизма социальной адаптации связана с взаимодействием двух систем – личности индивида и социальной среды. Эффективность и конечный результат адаптации определяются объективными показателями достижений индивида и субъективной удовлетворенности им своими достижениями в условиях данной социальной среды.

У нетипичных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящее изменения. Они испытывают значительные трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении, вплоть до аномии, как считают социологи Э. Дюркгейм и Р. Мертон. Под аномией они понимают разрушение имеющихся социокультурных представлений, норм, установок.

Промежуточным звеном между процессами адаптации и аномии выступает дезадаптация – процесс разрушения приспособительных механизмов, жизненных планов.

Б.Н. Алмазов определяет дезадаптацию как несоответствие и неусвоение социальных норм и правил человеком (3, с. 124). Это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования.

Таким образом, социальная дезадаптация – это процесс, противоположный социальной адаптации, неспособность индивида адаптироваться в социуме, усваивать и воспроизводить социальный опыт, нормы и правила поведения, посредством которых он учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми (82, с.66).

С точки зрения М.А. Галагузовой социальная дезадаптация ребенка представляет собой процесс утраты им или несформированности у него социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению к условиям социальной среды (73, с. 382).

Страницы: 1 2 


Популярные статьи:

Результаты исследования
Чтобы рассмотреть уровень информированности подростков по проблеме ВИЧ/СПИД, было выделено несколько областей: 1. Знания подростков о ВИЧ-инфекции (или болезни, которая называется СПИД) (смотри приложение, рис.1). Среди респондентов, групп ...

Современные проблемы политической социологии
К началу 90-х годов совокупность результатов по отдельным явлениям и процессам политической жизни, рост эмпирических исследований, расширение кругозора и фронта изучения политики позволили окончательно конституироваться политической социол ...

Коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста-социолога
Для успеха в профессиональной деятельности современному социологу необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении. Для этого необхо ...