Теоретико-методологические основы исследования поведенческой культуры подростков. Понятие поведенческой культуры
Страница 1

Информация » Зависимость поведенческой культуры подростков от уровня информированности по проблеме СПИДА » Теоретико-методологические основы исследования поведенческой культуры подростков. Понятие поведенческой культуры

Человеческое поведение – достаточно важный и сложный объект научного исследования. Именно поэтому изучением различных его сторон занимается множество наук, таких как - философия, социология, этика, культурология, экономика и другие. Но как специальный предмет научного рассмотрения поведение интенсивно исследуется и особой группой наук, получивших название «поведенческих», как бы концентрирующих в себе знания о поведении, добываемые различными науками – биологией, антропологией, физиологией, эмпирической социологией, психологией, педагогикой.

Экономическая наука «изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными ресурсами, средствами, допускающими альтернативное использование» (Л. Роббинс) [43, с.22].

В психологии поведение изучали такие представители как И.М. Сеченов, Д.В. Ронизин, Джон Б. Уотсон, Эдвар Торндайк.

Э. Торндайк (представитель бихевиоризма) – проводил аналогию между поведением животных и человека, понимая поступки людей как реакции на воздействие среды и обстоятельств и истолковывая поведение людей как «результат желания, часто неосознанного, наилучшим образом приспособиться к внешней среде, обеспечить выживание, а затем и получить перевес удовольствий над страданиями» [8, с.62].

Б.Г. Ананьев обратил внимание на то, что имеется общий центр, в котором сходятся исследования социологов, социальных психологов, психологов. «Этим общим центром являются ценностная ориентация групп и личности, общность целей деятельности, жизненная направленность или мотивация поведения людей» [1, с.299-300].

В системе осознанных отношений человека к внешнему миру сложнейшим образом интегрируются социальные и индивидуальные побудители деятельности, эти средоточия «пусковых механизмов» его активности. Поэтому и социологи, и социопсихологии, и психологи, идя с разных сторон, естественно сходятся в одном проблемном пункте – изучении мотивации поведения и поиске её социальных детерминант (В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, Д.Н. Узнадзе, А.Н., Леонтьев).

Различные концепции мотивации поведения предложили А. Маслоу, В. Франкл, Н.В. Судаков, Н. Прибрам.

Поведение человека – лишь форма деятельности, её внешняя сторона. Поэтому одной и той же деятельности могут соответствовать разные формы и способы поведения, одно и то же поведение может рассматриваться как проявление деятельности разного содержания.

В Российской социологической энциклопедии поведение рассматривается как «процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредованный их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью» [54, с.381].

Поведенческий акт, по А.Г. Эфендиеву, «это преднамеренное, целенаправленное, социальное действие, ориентированное на других, их возможные ответные действия» [43, с.22]

В.А. Ядов говорил, что «социальное поведение полностью обусловлено его принадлежностью к социальной общности и потому, что он именно здесь получает такие мощные импульсы поведения, которые нигде он больше не получит» [43, с.23].

Анисимов С.Ф. употреблял термин и понятие «поведение», точнее «человеческое поведение», когда принимал во внимание преимущественно аксиологические (ценностные) характеристики действий и их результатов. Он говорил, что не следует смешивать человеческое поведение с другими значениями слова «поведение», которые широко используются в некоторых науках и в обыденной речи. В частности, оно не имеет никакого отношения к поведению животных (предмет зоопсихологии, этологии), тем более к «поведению» машин (термин употребляется в кибернетике), к «поведению» частиц (в физике) и другим случаям подобного, подчас метафорического употребления этого слова. Поведение младенца или душевнобольного также не удовлетворяет признакам человеческого поведения, поскольку в их действиях отсутствует сознательное полагание целей.

Огромное влияние на формирование индивидуальной модели поведения оказывает культура, в которой воспитывается человек. Культура через систему моральных норм и ценностей направляет развитие различных программ поведения человека.

Всякая полноценная социокультурная система включает в себя и специальную сферу, выделенную во времени или в пространстве, где допускается и даже поощряется аффективное поведение, нарушающее нормы и ценности, считаемые общепринятыми и нормальными, но обыденными. Таковыми являются многие проявления праздничной культуры.

Вместе с тем регулятивная роль культуры заключается в том, что «она ставит пределы, ограничивает естественные проявления человеческой натуры или социальной группы, не уменьшающейся в нормативных рамках» [19, с.101]. На протяжении многих веков основным средством такой регуляции была религия, подчиняющая поведение верующего ценностям и нормам, имеющим безусловную сакральную санкцию.

Страницы: 1 2


Популярные статьи:

Плавный переход способов хозяйствования
1. Начальная стадия капитализма или дикий капитализм, характеризующийся невмешательством Государственной власти в экономику страны за исключением сбора налогов. 2. Зрелый капитализм – характеризующийся ограничением рентабельности деятельно ...

Объект и предмет социологии
Социология существует уже более полутора столетий. За это время в ней оформились различные течения, направления и школы. Каждая их них определила свою предметную область и сумела достичь в ее рамках определенных успехов. Однако в настоящее ...

Полиэтничные нации
Рассматривая процесс формирования нации, я исходил из допущения большей или меньшей этнической однородности состава населения единого геосоциального организма, который одновременно являлся и единым государством. В действительности же грани ...