Ценности как основополагающий элемент поведения человека
Страница 2

На Западе положение об общественно-историческом характере ценностей получило дальнейшее развитие в работах классиков социологической традиции, в частности А. Тойнби и П.А. Сорокина.

П.А. Сорокин рассматривал историю как процесс циклической смены различных типов культурных систем, подчинив теорию социального развития «ценностям, как главной побудительной движущей силе в обществе» [80, с.13].

Э. Дюркгейм в своих произведениях анализировал взаимодополнение ценностно-нормативных систем личности и общества. По его мнению, система ценностей общества представляет собой совокупность ценностных представлений отдельных индивидов, и, соответственно, объективна уже благодаря тому, что она коллективна. Дюркгейм полагает, что таким образом шкала ценностей оказывается свободной от субъективных и изменчивых оценок индивидов, т. к. последние находят вне себя уже устоявшуюся классификацию, к которой они вынуждены приспосабливаться. Механизмом, регулирующим поведение человека в обществе, является внутреннее принятие им социальных ценностей посредством внешнего принуждения [17].

М. Вебер, понимающий под ценностями установки той или иной исторической эпохи, выделял стадии формирования «культурно-исторической индивидуальности». Им разделяются субъективная оценка объекта и «отношение к ценности», которое превращает индивидуальное впечатление в объективное при соотнесении с исторической системой ценностей.

У Томаса и Знанецкого ценности носят «ситуативный» характер. Центральное место в их теории занимает понятие «социальная ситуация», включающее как объективно существующие социальные ценности, так и субъективные установки. Формирование системы ценностей личности происходит при определении ситуации индивидом посредством их взаимодействия и соперничества.

Т. Парсонс в своей теории системы действия оперировал понятием «социальная система», которая в качестве подсистем включает, с одной стороны, потребности «деятеля», а с другой - ценности социокультурной среды. При ориентации деятеля на ситуацию происходит взаимодействие и взаимообмен ценностно-нормативного содержания этих подсистем посредством институционализации, узаконения обществом в процессе легитимизации и интернализации, т.е. внутреннего принятия личностью в процессе социализации.

В отечественной социологии проблема принятия личностью ценностей различных социальных групп также активно разрабатывалась рядом авторов, среди которых можно выделить прежде всего исследования В.П. Вардомацкого, С.Г. Климовой, И.С. Кона, В.Я. Ядова и др.

Понятия «ценности» и «ценностные ориентации» очень часто употребляются в сочетании с таким понятием, как «смысложизненные ориентации». По мнению С.И. Григорьева и др., смысл жизни выступает интегральным показателем системы ценностных ориентации, является наиболее ярким выражением ее направленности.

Итак, очевидно, что разные авторы по-разному определяют понятия «ценности» и «ценностные ориентации», вкладывая в них различное содержание.

Страницы: 1 2 


Популярные статьи:

Классификация социальных технологий
Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни. Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. По м ...

Проблемы старения
Проблемы старения занимают человечество с древних времен, переплетаясь с более широкой проблемой жизни и долголетия. Снижение с возрастом физических возможностей человека компенсируется накопленными профессиональными навыками, знаниями, оп ...

Анализ современного состояния общества и демографических тенденции в Российской Федерации. Кризис и депопуляция в РФ
Население России на 1 января 2007 года составляло 142,2 млн чел. (по данным Росстата). На 1 января 2008 года население России, по данным Росстата, составило 142 008 838 чел. На 27 июля-141,888 млн человек Согласно ежегодному Докладу Фонда ...