Инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точки зрения предпочитаемым в любых ситуациях (ценности-средства).

В адаптации методики М. Рокича к российским условиям принимал участие Д.А. Леонтьев. По словам Д.А. Леонтьева, индивидуальная иерархия ценностных ориентаций, как правило, представляет собой «последовательность достаточно хорошо разграничиваемых «блоков» [80, с.38]. Он создает свою классификацию приводя возможные группировки ценностей, объединенные в блоки по различным основаниям и представляющие собой своего рода полярные ценностные системы.

Для терминальных ценностей это:

1. Конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) - абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество).

2. Ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) - ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь).

3. Индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) - ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других).

4. Активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) - пассивные ценности (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).

Как видно, Д.А. Леонтьев выделил здоровье как конкретную жизненную ценность, ценность личной жизни, индивидуальную ценность. По результатам многих социологических исследований можно сделать вывод, что здоровье является главным ценностным приоритетом (в ранге ценностей стоит на 1-3 местах), стоящим над такими ценностями как любовь, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе.

Среди инструментальных ценностей Д.А. Леонтьевым выделены следующие дихотомии:

1. Этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам) - ценности межличностного общения (воспитанность жизнерадостность, чуткость) - ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность).

2. Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) - конформистские ценности (исполнительность, самоконтроль, ответственность) - альтруистические ценности (терпимость, чуткость, широта взглядов).

3. Ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля) - ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов).

Интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль) - ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость).

Итак, существует огромное количество классификаций ценностей по разнообразным основаниям.

Особенности поведенческой культуры подростков

Поведение взрослого человека во многом отличается от поведения подростка, так как подростничество - это время открытий, сильных чувств и возникновение новых взаимоотношений.

Особенности подросткового возраста связаны с физическим, психологическим и социальным развитием подростков [20, с.14].

Физическое развитие характеризуется высокой вариабельностью не только при сравнении отдельных индивидов одного возраста, но также состояний одного и того же человека во времени. Активные гормональные процессы, происходящие в организме подростка, оказывают большое влияние на его половое и эмоциональное поведение, доходящее иногда до агрессивности. Осознание этого обстоятельства очень важно для понимания особенностей своего здоровья подростков ими самими и своего отношения к нему.

Психологической особенностью подросткового возраста является зависимость подростка от большого числа микросоциальных факторов окружающей среды (семья, школа, ближайшее окружение) и макросоциальных факторов (общество в целом, его культура), влияющих на осознание подростков своих возможностей и задатков, развитие интереса и привязанности к другим людям. Этому возрасту свойственно стремление к быстрому познанию мира взрослых, развитие способности к логическому рассуждению, свойственному взрослым, в сочетании с детской уязвимостью.

Социальное развитие подростка состоит в познании роли человека в обществе и путей реализации этой роли, восприятии ценностных ориентаций, установок, норм в различных сферах, в том числе в сфере здоровья. При лидирующей значимости семьи в этом процессе существенно возрастает роль сверстников. Факторами риска для здоровья могут быть как отклонения негативного характера (алкоголизм, наркомания, проституция), так и позитивного характера.

К числу наиболее значительных социальных изменений подросткового возраста, оказывающих влияние на поведение и на здоровье, относятся [20, с.15]:

Страницы: 1 2 3


Популярные статьи:

«Средний класс» в классовой системе
Принадлежность социальному слою в рабовладельческом, кастовом и сословно-феодальном обществах фиксировалась официально-правовыми либо религиозными нормами. В дореволюционной России каждый человек знал, в каком сословии он состоит. Людей, ч ...

Состояние политических знаний населения
У всех общественных наук цель– сохранение и упрочнение своего материально-имущественного положения, что достигается ОБСЛУЖИВАНИЕМ власти. По количеству ученых и ученых-Академиков, а также по количеству Академий страна вышла на первое место ...

Школа как фактор социализации личности. Социально-психологическая адаптация учащегося.
Как уже говорилось ранее, социализация и социальная адаптация личности неразрывно связаны между собой, а школа выступает как важнейший институт создания условий для успешной социализации и адаптации личности человека. Социально-психологиче ...