В ходе настоящей работы проведён анализ научной литературы по проблеме социальных установок, рассмотрены теоретические и практические разработки вопроса эталонов восприятия пожилого человека в обществе в контексте межпоколенных отношений. Посредством анализа литературы и интерпретации разработанного и проведённого исследования выявлены социальные установки по отношению к лицам пожилого и старческого возраста. Подтверждены все выдвинутые гипотезы. В обществе преобладает негативная оценка личностных особенностей лиц пожилого и старческого возраста. Однако, при переходе самого субъекта в период поздней взрослости, восприятие старшего поколения трансформируется, и социальные установки приобретают более позитивный оттенок. Исследование показало, что значительная часть аттитюдов представлена характеристиками качества включения субъекта в социальное взаимодействие. Выявленные установки имеют гендерные различия. Мужчины демонстрируют принятие перспективы собственного старения, в отличие от женщин, которые болезненно воспринимают факт своего старения. Также существенную часть социальных установок мужчин к лицам пожилого возраста составляют оценки включения их в сферу занятости.

Анализ работ социальных психологов по проблеме стереотипизации пожилых в обществе и результаты исследования показали, что эталоны восприятия лиц позднего возраста оказывают непосредственное влияние на самооценку и поведение самих пожилых. Пожилые усваивают–интериоризирут негативное отношение к себе со стороны окружающих. Впоследствии могут возникать проявления агрессии, замкнутости пожилого человека, что снова ведёт к определённой модальности восприятия. Проведённое в дипломном проекте исследование позволяет выделить элементы категориального сознания, детерменирующие образование барьеров взаимодействия с лицами позднего возраста, для последующей работы с самими пожилыми и их близким окружением по оптимизации межпоколенных взаимодействий.

По завершении данного дипломного проекта, можно сказать, что цель, поставленная во введении работы, достигнута с помощью решённых посредством методологической основы задач.


Популярные статьи:

Роль коммуникации в управлении организацией
Согласно ряду опросов, проведенных американскими исследователями организаций, около 250 тыс. рядовых работников 2000 различных компаний, а также 73% руководителей американских, 63% английских и 85% японских компаний считают, что недостаточ ...

Социально-психологическая характеристика брака и семьи. Понятие брака и семьи
Брак - это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству. [19; с.3] Более полн ...

Тип потребления доиндустриального общества
Относительное однообразие ассортимента потребляемых благ. Еще не возникло того изобилия разнообразных товаров и услуг, которое предлагают сейчас современные супермаркеты, туристические и транспортные компании, учреждения образования, здрав ...