Деятельность специалистов детского дома по формированию социальной
адаптации воспитанниковСтраница 2
Ø профилактику социальной дезадаптации, в том числе безработицы, правонарушений, бродяжничества, алкоголизма, наркомании и т.д., привлечением социально-юридических и медико-психологических служб;
Ø профилактику вторичного сиротства с содействием в развитии способностей к принятию самостоятельного решения жизненных проблем будущих выпускниц детского дома, влияние на формирование привязанности молодой матери к ребенку, поддержки родительских чувств, обогащением их позитивного взаимодействия.
Работу социальный педагог осуществляет по следующим направлениям:
1. Создание хорошего психологического климата внутри детского дома (участие в работе над годовым планом; проведение семинаров, консультаций для воспитателей и младших воспитателей по вопросам правовой защиты воспитанников, их адаптации в условиях детского дома, решение конфликтных ситуаций; индивидуальная работа с воспитателями; участие во всех мероприятиях, проводимых внутри детского дома).
2.
Охрана и защита прав воспитанников.
3. Профориентация воспитанников.
4.
Определение профессиональной направленности воспитанника.
Цель – комплексная подготовка детей-сирот к полноценной самостоятельной жизни после выхода из детского дома.
Главная задача социального педагога – организация системы воспитания и образования.
Решение этой задачи предполагает:
Ø удовлетворение потребностей детей-сирот в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, получении профессионального образования;
Ø разработка и внедрение новых методов обучения;
Ø организация непрерывного образования по престижным и конкурентоспособным профессиям на рынке труда.
Этапы работы социального педагога:
1. Подготовительный – знакомство с детьми при поступлении их в учреждение, факторами среды жизни ребенка, установление контактов, социальная диагностика, педагогические возможности личности; создание картотеки детей, учёт потребностей и возможностей, краткий анализ состояния работы.
Методы исследования – психологическое тестирование (анкета «Адаптация к школьному обучению»; опросник предпочтений; диагностика психических состояний; наблюдения, интервью, рисунки с целью выявления режима учреждения на адаптацию ребенка в среде).
2. Организационный – анализ, дифференциация, классификация проблем, «вживание в среду». Социальный педагог определяет приоритеты в своей работе, формы социального творчества, обеспечивает координацию в работе социальных институтов (семья, школа, оздоровительные учреждения).
Формирует актив социальных помощников, изучает возможности кружков, организаций, занимающихся проблемами образования, здоровья, досугом; систематизирует результаты социально-педагогических исследований.
3. Непосредственно социальной работы – наблюдение, консультирование, помощь в защите и охране прав ребенка, изучение и анализ сложных ситуаций, осуществление различного рода «вмешательств», координирование педагогически обоснованных выборов средств, форм и методов работы с наблюдаемыми детьми.
Формы работы:
– разработка методических рекомендаций для наблюдаемого воспитанника;
– отслеживание динамики социализации ребенка через карту наблюдения.
Социальная адаптация в условиях детского дома:
– осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни;
– самоконтроль поведения, противодействие негативным влияниям;
– адекватное отношение к педагогическим воздействиям;
– гармонизация взаимоотношений взрослых и сверстников;
– активное участие в жизни детского коллектива;
– удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями.
Социальная адаптация выпускников детских домов:
– психологическая готовность выпускников к самостоятельной жизнедеятельности;
– наличие позитивно-ориентированных жизненных планов;
– профессиональное самоопределение;
– социальная активность;
– благоприятный социальный статус в учебных заведениях и по месту работы;
– удовлетворенность своим статусом, отношениями [
24]
.
Для этого в детском доме планируется работа по профопределению воспитанников и их дальнейшему трудоустройству, которая включает в себя: сбор информации по профориентации воспитанников (тесты, диагностика); оформление карт индивидуального профопределения воспитанника; собрания, экскурсии, беседы с представителями разных профессий; социальная защита и самозащита детей (Приложение 1).
Сформировать у воспитанника способность самозащиты – это значит защитить его. Самозащита – это способность личности активно и гибко реагировать на изменение внешних условий, социальных и психологических реалий и в то же время постоянно сохранять принятые нормы, установки и ценностные ориентации, противодействия негативным воздействиям социальной среды.
Популярные статьи:
Третья Волна
Элвин Тоффлер родился в 1928 году, был профессором Корнеллского университета. Имеет почетные докторские степени по литературе, законодательству, естествознанию. Был одним из штатных экспертов правительства Рейгана по проблемам экономическо ...
Особенности человеческих желаний.
Человек ощущает удовлетворение от наполнения его потребностей: материальных, моральных, интеллектуальных и физических. Удовлетворение или наслаждение ощущается только при наличии очень сильного желания — когда ясно, чего желаешь. Получаемо ...
Профессиональное образование
Система профессионального образования включает разветвленную сеть государственных высших, средних профессиональных учреждений, учебных заведений начального профессионального образования, институты повышения квалификации специалистов; учебн ...