Профессиональная этика общения социолога
Этика делового общения - учение о проявлении морали и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях деловых партнеров.[2]
В основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов.
Профессиональная этика в сфере социальных исследований требует особой регламентации. Во всем мире деятельность социологических сообществ регулируется специальными этическими кодексами, отражающими «многослойность» профессиональной этики социолога, обусловленную мультивариантностью его социальных отношений. В современных условиях социолог как представитель профессионального сообщества должен нести личную моральную ответственность за взаимоотношения с различными субъектами, с которыми необходимо вступать в контакты при осуществлении профессиональной деятельности:
1. с обществом, представляемым а) ретрансляторами информации (журналисты, политики, политологи, комментаторы), б) потребителями информации, (специалисты, апеллирующие к результатам социологических исследований), в) с населением как носителем общественного мнения, г) властными структурами и идеологическими институтами, заинтересованными в тенденциозной информации;
2. с соисполнителями в конкретных проектах;
3. с респондентами;
4. с заказчиками;
5. с профессиональным сообществом.
Разумеется, этика социологов базируется на общечеловеческой морали, общем гражданском законодательстве и общих этических нормах научной работы и научного общения. Однако социология (прежде всего ее эмпирическая составляющая) имеет свою специфику, которая предъявляет дополнительные требования к моральной регламентации: коллективный характер труда; преемственность и сопоставимость результатов; конфиденциальность проблем исследования; деловые отношения (с заказчиками); социально-политическая и гражданская значимость результатов.
Культура устной и письменной речи часто бывает сердцевиной профессиональной этики. Важными показателями ее является стиль общения, функциональная грамотность.
Этические требования к языку и речи в профессиональном общении просты, но выполнение их непросто. Это ответственность за каждое сказанное слово. Это правильность речи и языка. Это краткость, выразительность и соблюдение норм речевого этикета.
Популярные статьи:
Теория социальной стратификации и ее роль в исследовании социальной структуры
украинского общества.
Социальное неравенство в обществе чаще всего понимается как стратификация – распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию). Термин «социальная стратификация» ввел в научный оборот наш бывш ...
Китай
В 1919 г. 3000 студентов Пекинского университета и из других вузов собрались на площади Тяньаньмэнь, положив начало «Движению 4 мая» как важному этапу демократической революции в Китае. Демонстрации на площади Тяньанмэнь в 1989 г. была орг ...
Расовая и этническая стратификация
Социальная стратификация – это институционализованное неравенство в распределении благ и обязанностей. Расы. Люди в различных частях света различаются по определенным наследственным признакам, включая цвет кожи, структуру волос, черты лица ...