Истоки русской благотворительности.
Страница 1

Благотворительность в России имеет исторические корни, которые связаны со становлением и развитием Российского государства.

Если не учитывать очень кратких указаний о благотворительной деятельности отдельных благочестивых князей в ранние периоды нашей истории, то можно сказать, что благотворительность как общественная система призрения на Руси стала складываться с принятием христианства. Через соблюдение христианских заповедей, предписывающих воздержание, молитву и милостыню, верующие получали искупление грехов и достигали духовного очищения.

Христианство открыло славянам новый мир высоких нравственных ценностей любви и сострадания к ближнему, научило соединять молитву с милостыней, являющихся очистительной жертвой. Христианская идея милосердия объединяла всех людей независимо от их социального положения. Благотворительность являлась своего рода священным ритуалом, обычаем, традицией, нормой поведения. В день бракосочетания и при рождении детей московские князья и цари раздавали милостыню, совершали другие благотворительные дела.

Первоначально благотворительность формировалась на идеях христианства, и поэтому наиболее простой и древней формой филантропической деятельности в России была раздача милостыни нищим и пожертвования в церковь. Церковное имущество провозглашалось достоянием бедных, а священнослужители – лишь распорядителями этого имущества в интересах обездоленных. Пожертвования в церковь притекали также под влиянием взгляда на благотворительность как на «защиту от грехов». Вполне естественно, что все это обеспечило церкви на долгое время ведущую роль в благотворительной деятельности. Благотворительность оказывалась церковью через монастыри, но выражалась она, главным образом, в бесплатной раздаче пищи и милостыне бедным, что приводило к «увеличению числа нищих вместо облегчения бедности».

Вторым, не менее важным источником благотворительности, была народная традиция взаимопомощи, которая основывалась не столько на моральных и религиозных воззрениях, сколько на здравом смысле и опыте человеческого общежития: любой, кто помогает ближнему в беде, давая ему работу и деньги, знает, что, окажись он в подобной же ситуации, ему можно рассчитывать на помощь со стороны других. Взаимопомощь обусловливает принцип равенства дающего и берущего – и тот и другой равны перед ударами судьбы. Лишь только такая благотворительность не унижает берущего.

Историю благотворительных организаций в России можно разделить на два этапа. Первый – с середины XVI века до 1862 г. Это период становления благотворительных организаций в России. Второй – 1862–1906 гг. - это период расцвета русской благотворительности.

После крещения Руси помощь сирым и убогим сосредоточилась вокруг церквей. До середины XV века частная благотворительность носит религиозный характер, так как основными законодательными актами, регламентирующими благотворительную деятельность, были церковные уставы и положения. Финансовым источником, обеспечивающим благотворительную деятельность, являлась церковная десятина и свойственный только для некоммерческого хозяйствования добровольный труд волонтеров (монахинь, священнослужителей). Проблемы страждущих становятся предметом внимания княжеской власти, которая носила скорее характер частной благотворительности. Развитие благотворительности в Киевской Руси было прервано татаро-монгольским нашествием, и только после избавления от татаро-монгольского ига ( во второй половине XV века) появилась возможность на государственном уровне решать сложные социальные проблемы, среди которых – помощь немощным и наиболее нуждающимся.

Страницы: 1 2


Популярные статьи:

Содержание и средства социальной работы
Следующим обязательным компонентом социальной работы как системы является содержание. Оно непосредственно вытекает из функций работы. Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений об объекте. Выясняет пол, возраст, состо ...

Объекты исследования
Учащиеся и работники экологического центра Заволжского района города Ульяновска Ульяновской области. В анкетном опросе приняли участие 200 человек, из них 150 человек - учащиеся, 50 человек – рабочий персонал. ...

Дистанционное образование – реалия современной жизни
Дистанционной образование стало реалией современной жизни как в странах Запада, так и в России. Развитие дистанционного образования сдерживается несовершенством законодательной и нормативной базы, психолого-педагогической непроработанность ...