Таким образом, осуществленный анализ психологических исследований по проблеме формирования ценностных ориентаций позволяет сделать ряд заключений:

- не существует единого, общепринятого подхода к определению понятий «ценность» и «ценностные ориентации» в психологической науке в целом или в какой-либо из ее отраслей;

- одними исследователями акцентируется внимание на генетическом аспекте данных понятий, другими - на функциональном, третьими - на структурном;

- как в зарубежной, так и в отечественной психологии проблема таких ценностных ориентаций, как элемента диспозиционной системы, остается на периферии в связи с акцентуацией изучения социальной установки;

- практически все исследователи отмечают комплексность и сложность формирования таких ценностных ориентаций, как психологического явления.

- большинство исследователей психологических аспектов формирования ценностных ориентаций связывают формирование их с влиянием на группы членства больших социальных групп, образованных первичными коллективами;

- социально-психологические механизмы формирования ценностных ориентаций изучены недостаточно.

В связи с тем, что формирование ценностных ориентаций личности зависит от взаимодействия основного коллектива с группой членства, представляется важным вопрос о социально-психологической связи между малой группой и основным коллективом.

Вопрос о влиянии включенности малой группы членства в более широкую социальную среду на характер формирования ценностных ориентаций ее членов является частью более широкого вопроса о взаимодействии индивида и социальной среды. Процесс социализации личности в основном сводится к включению в ту или иную малую группу и через нее в определенный общественный институт, являющийся «транслятором» социального опыта и в котором личность приобщается к системе норм и ценностей. Таким социальным институтом в период ранней юности является в основном школа, а также оздоровительные и спортивные лагеря, учебные центры и т.д. С точки зрения социальной психологии особенно интересным здесь является вопрос о том, каким образом включение личности в различные социальные общности влияет на процесс социализации.

Важность данного вопроса связана с тем, что включенность человека в различные социальные общности, формирование у него непосредственной или опосредованной (через группу) включенности в те или иные социальные общности оказывается во многом важным условием воздействия на личность.


Популярные статьи:

Самооценка молодёжи как индикатор её идентификации
Идентификация современной молодежи является очень сложным процессом, в связи с социальными и политическими изменениями в обществе. Современная молодежь - это представители поколения, чье взросление пришлось не годы перестройки в Советском ...

Возможности измерения социальных норм
Социальная норма как механизм оценки и регуляции поведения индивидов, групп и социальных общностей является одним из ключевых понятий социологии. Не случайно великие теоретики социологической мысли обращались к этому понятию, делая его осн ...

Демографическая политика
Необходимость проведения этой политики - воздействие государства на процессы рождаемости - признана практически всеми странами мира, независимо от ситуации и темпов роста населения. Целью демографической политики является изменение или под ...