Ценностные ориентации личности

Информация » Ценностные ориентации личности

Актуальность проблемы влияния включенности группы на формирование ценностных ориентаций личности связана с решением задач по формированию личности как носителя ценностей в современном образовании. Эффективное обучение и воспитание немыслимо без психологических знаний о закономерностях развития личности, об особенностях перехода ценностей общества в индивидуальные ценности.

Уже известные исследования включенности во внешнюю социальную среду в основном посвящены анализу проблемы включенности индивида, его функциональных состояний и влияния включенности на те или иные психологические феномены связанные с личностью. Представляется необходимым углубление изучения психологии группы, связанной с ее включением в окружающую социальную среду. Научный анализ включенности группы и ее влияния на личность, на формирование ее ценностных ориентаций, а также ценностных ориентаций группы дает возможность углубить понимание групповых феноменов, раскрыть групповые потенциалы, позволит углубить изучение одной из важнейших проблем современной социальной психологии - проблему социально-психологической детерминации психологического склада личности.

Как известно, одним из важнейших образований в структуре направленности личности, определяющим ее отношение к объектам социального окружения являются ценностные ориентации. Исследование сущности и функций ценностных ориентаций является частью более широкой проблемы, описываемой понятием диспозиционной системы личности, которая является одним из существенных регуляторов поведения личности и которая формируется в процессе ее деятельности посредством отражения и присвоения социальных ценностей.

До настоящего времени не существует единого мнения по поводу определения понятия «ценности» и в современной психологической литературе выделяются два основных подхода. В первом под понятием «ценность» обозначаются социально одобряемые или порицаемые средства организации и регуляции поведения человека, выступающие как внешнее условие или совокупность социально заданных самообоснований собственной активности, а во втором «ценность» понимается как идеальное отражение социальных отношений людей, как частный случай процесса опредмечивания общественных отношений в социальных институтах и структурах. С точки зрения генезиса и выполняемых функций ценности имеют социальную природу. Индивидуальная система ценностей имеет иерархическую структуру. Наряду с другими факторами, ценности предопределяют становление диспозиционной системы личности.

В исследованиях зарубежных и отечественных авторов, занимающихся проблемой диспозиций, в основном рассматриваются характеристики социальной установки. В меньшей степени исследуются образования высших уровней - направленность личности и другие элементы диспозиционной системы, имеющие схожие характеристики с социальной установкой личности.


Популярные статьи:

Анализ видов семейного насилия
Не существует общепринятого определения термина "семейное насилие". Каждый из авторов, исследующих данную проблему, трактует этот термин по-своему. По словарю С.И. Ожегова – "насилие - 1) применение физической силы к кому – ...

Нация и этнос
Консолидация ранее экономически обособленных областей в единую хозяйственную общность была результатом втягивания их в общий торговый оборот, возникновения единого рынка в масштабах страны. Важнейшим средством общения является язык. Поэтом ...

Великобритания
До 1960-х гг. студенческое движение в британских университетах не имело большого значения. Активизацию деятельности студенческих организаций вызвала война во Вьетнаме, расизм, а также различные локальные злоупотребления властью — повышение ...