Понятие семейной роли в отечественной и зарубежной психологии
Страница 1

Информация » Факторы, влияющие на удовлетворенность браком » Понятие семейной роли в отечественной и зарубежной психологии

Понятие семейной роли в отечественной науке опирается на представления отечественных авторов о социальной роли. Социальная роль понимается, прежде всего, как функция социальной системы, «модель поведения, объективно заданная ее социальной позицией личности в системе объективных или межличностных отношений». [32;56]

Впервые интерес к проблематике семейных ролей возрос после выхода в 1955 году книги под редакцией Т. Парсона и Р. Бейлза «Семья, социализация и процесс взаимодействия». Семейные роли Т. Парсон и соавтор делят на инструментальные и экспрессивные.

Инструментальная роль состоит в поддержании связи между семьей и внешним миром - это главным образом работа и обеспечение семьи деньгами. Эта роль связана с задачами, имеющими стратегические цели, и отражает связи между семьей и другими социальными институтами.

Экспрессивная роль проявляется в установлении гармонии и внутреннего эмоционального климата семьи, она в первую очередь связана с заботой о детях и выполнением домашних дел.[22; с. 49]

Парсонс и Бейлс считают, что способность жены к деторождению и уход за детьми определяют ее экспрессивную роль; муж, который не может выполнять эти биологические функции, становится инструментальным партнером. Радикальное изменение этой структуры невозможно. Как бы ни вовлекалась современная женщина в общественно-трудовую жизнь, женская роль продолжает корениться, прежде всего, во внутренних делах семьи, где женщина выступает как жена, мать и хозяйка дома. Роль же взрослого мужчины коренится, прежде всего, в профессиональном мире, в его работе, которая обусловливает и его функции в семье - обеспечение ей соответствующего статуса и средств к существованию. [22;40;46]

Главным аспектом рассмотрения семейных ролей в зарубежной социальной психологии и социологии является их распределение по половому признаку. В этом случае они называются половыми ролями. Половые роли – это система культурных норм, приписывающих представителям разных полов определенное поведение и личностные качества. Существует несколько теорий, описывающих и объясняющих процесс усвоения половой роли. Рассмотрим эти теории. [21;22;35;51;]

Традиционная психоаналитическая концепция, приписывает основную роль в половой дифференциации биологическим факторам. Основным психологическим механизмом усвоения половой роли является процесс идентификации ребенка с родителями. [35;51]

Идентификационная теория половой социализации является теорией саморазвития. Опыт, который приобретают мальчики и девочки в семье, определяется их разными врожденными биологическими потребностями.

Традиционный психоанализ признает, что мужские и женские модели диаметрально противоположны по своим качествам. Для мужского поведения характерны: активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способность к творческой деятельности. Для типично женского поведения характерны: пассивность, нерешительность, зависимость, конформность, отсутствие логического мышления, отсутствие устремлений к достижениям, высокая эмоциональность.

Представители теории социального научения считают, что развитие поло-ролевого поведения зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители. Главный принцип научения поло-ролевому поведению - это дифференциация половых ролей посредством наблюдения, вознаграждения, наказания.

Согласно теории когнитивного развития представление ребенка о половых ролях возникает в результате активного структурирования ребенком собственного опыта. Положительные и отрицательные подкрепления, идущие от взрослого, и идентификация с ним играют определенную роль в половой социализации ребенка, но главное в ней - это познавательная информация, которую ребенок получает от взрослого, а также понимание им своей половой принадлежности и того, что это свойство необратимо.[5;35]

Страницы: 1 2


Популярные статьи:

Задачи, методы и организация исследования. Задачи, методы, этапы организации исследования
Цель теоретико-прикладного аспекта исследования – решение проблемы дезадаптации осужденных, выявление проблемы необеспечения необходимым минимумом интеллектуально-нравственного содержания знаний по освобождению, что ведет к росту рецидива. ...

Франция
Студенческое движение во Франции имеет давнюю историю. В Сорбонне в период между 1443 и 1445 гг. девять месяцев шла забастовка против отмены налоговых льгот. С сентября 1444 г. по март 1445 г. шла непрерывная 6-месячная забастовка. В 1446 ...

Социология как наука. Предмет социологии
Представления о предмете социологии менялись на протяжении всей истории ее существования. Название этой науки было предложено французским ученым Огюстом Контом в 1838 г. Социология (фр. sociologos, от лат. cocietas – общество и греч. logos ...