Понятие семейной роли в отечественной и
зарубежной психологииСтраница 1
Понятие семейной роли в отечественной науке опирается на представления отечественных авторов о социальной роли. Социальная роль понимается, прежде всего, как функция социальной системы, «модель поведения, объективно заданная ее социальной позицией личности в системе объективных или межличностных отношений». [32;56]
Впервые интерес к проблематике семейных ролей возрос после выхода в 1955 году книги под редакцией Т. Парсона и Р. Бейлза «Семья, социализация и процесс взаимодействия». Семейные роли Т. Парсон и соавтор делят на инструментальные и экспрессивные.
Инструментальная роль состоит в поддержании связи между семьей и внешним миром - это главным образом работа и обеспечение семьи деньгами. Эта роль связана с задачами, имеющими стратегические цели, и отражает связи между семьей и другими социальными институтами.
Экспрессивная роль проявляется в установлении гармонии и внутреннего эмоционального климата семьи, она в первую очередь связана с заботой о детях и выполнением домашних дел.[22; с. 49]
Парсонс и Бейлс считают, что способность жены к деторождению и уход за детьми определяют ее экспрессивную роль; муж, который не может выполнять эти биологические функции, становится инструментальным партнером. Радикальное изменение этой структуры невозможно. Как бы ни вовлекалась современная женщина в общественно-трудовую жизнь, женская роль продолжает корениться, прежде всего, во внутренних делах семьи, где женщина выступает как жена, мать и хозяйка дома. Роль же взрослого мужчины коренится, прежде всего, в профессиональном мире, в его работе, которая обусловливает и его функции в семье - обеспечение ей соответствующего статуса и средств к существованию. [22;40;46]
Главным аспектом рассмотрения семейных ролей в зарубежной социальной психологии и социологии является их распределение по половому признаку. В этом случае они называются половыми ролями. Половые роли – это система культурных норм, приписывающих представителям разных полов определенное поведение и личностные качества. Существует несколько теорий, описывающих и объясняющих процесс усвоения половой роли. Рассмотрим эти теории. [21;22;35;51;]
Традиционная психоаналитическая концепция, приписывает основную роль в половой дифференциации биологическим факторам. Основным психологическим механизмом усвоения половой роли является процесс идентификации ребенка с родителями. [35;51]
Идентификационная теория половой социализации является теорией саморазвития. Опыт, который приобретают мальчики и девочки в семье, определяется их разными врожденными биологическими потребностями.
Традиционный психоанализ признает, что мужские и женские модели диаметрально противоположны по своим качествам. Для мужского поведения характерны: активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способность к творческой деятельности. Для типично женского поведения характерны: пассивность, нерешительность, зависимость, конформность, отсутствие логического мышления, отсутствие устремлений к достижениям, высокая эмоциональность.
Представители теории социального научения считают, что развитие поло-ролевого поведения зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители. Главный принцип научения поло-ролевому поведению - это дифференциация половых ролей посредством наблюдения, вознаграждения, наказания.
Согласно теории когнитивного развития представление ребенка о половых ролях возникает в результате активного структурирования ребенком собственного опыта. Положительные и отрицательные подкрепления, идущие от взрослого, и идентификация с ним играют определенную роль в половой социализации ребенка, но главное в ней - это познавательная информация, которую ребенок получает от взрослого, а также понимание им своей половой принадлежности и того, что это свойство необратимо.[5;35]
Популярные статьи:
Состояние политических знаний населения
У всех общественных наук цель– сохранение и упрочнение своего материально-имущественного положения, что достигается ОБСЛУЖИВАНИЕМ власти. По количеству ученых и ученых-Академиков, а также по количеству Академий страна вышла на первое место ...
Определение обследованной совокупности
Код Кол-во студентов % 1 2 8% 2 10 40% 3 4 16% 4 3 12% 5 6 24% 6 3 12% 7 16 64% 8 3 12% 9 3 12% 10 0% 11 0% 12 14 56% 13 1 4% 14 9 36% 15 1 4% 16 0% 17 0% 18 8 32% 19 7 28% 20 3 12% 21 7 28% 22 3 12% 23 4 16% 24 14 56% 25 4 16% 26 3 12% 27 ...
Методы социологии
Социология использует не только типичные для общественных наук абстрактно-теоретические методы (системно-категориальный анализ объекта), но и совокупность конкретно-эмпирических методов. Наблюдение: изучение общества, общественного мнения, ...