Контруниверситеты как форма студенческого выступления
Страница 1

Информация » Истоки и основные направления студенческих выступлений за рубежом » Контруниверситеты как форма студенческого выступления

В США в первой половине 60-х годов, согласно подсчетам обозревателей в движении за реформу высшего образования приняло участие больше человек, чем в демонстрациях против военных операций Пентагона во Вьетнаме. Ученые отмечают, что «хотя новые студенческие левые тянули к чисто политическим вопросам, их базу тем не менее составляли более умеренные, недовольные прежде всего академической системой».

Формой академического протеста стало движение «за свободный университет», или, как его иначе называли, контруниверситет, то есть университет, освобожденный от бюрократической опеки.

Впервые идея подобного университета появилась в 1905 г. в одном из колледжей Калифорнийского университета в американском городе Беркли. Прологом для восприятия этих идей послужило нарастание авторитарных методов руководства в этом, одном из наиболее привилегированных в США, учебном центре. Безуспешные попытки его учащихся ослабить произвол университетской администрации, поддерживаемой правительственными кругами, содействовали формированию убеждения, что интересы студентов могут быть реализованы лишь в том случае; если они сами будут участвовать в управлении университетом. Для этого нужно, бойкотируя официальную программу и занятия, упразднить вообще всякое подчинение, в том числе подчинение учащихся своим преподавателям, поскольку, как утверждали недовольные, отношения обучающий – обучающийся имеют такой же характер, как и отношения эксплуатирующий – эксплуатируемый. Занятия должны проводиться в форме свободной дискуссии па заданную тему, что получило название «тич-ин» (по-английски «самообучение»). Один из первых тич-инов состоялся в Беркли в марте 1965 г. Он длился 37 часов и собрал около 1500 человек.

Уже 22 июля 1965 г. учащиеся западноберлинского университета, бойкотировав занятия, устроили тич-ин, в центре которого стояла проблема свободы и ее несовместимости с бюрократией и другими явлениями буржуазного общества. Тич-ин сопровождался демонстрацией фильмов, разоблачающих произвол властей во всех сферах общества.

Следующий этап в развитии «свободного университета» в Западном Берлине связан с июлем 1967 г., когда во время очередных студенческих выступлений был убит студент Бено Онезорг. Полицейская провокация подтолкнула развитие идеи «свободного университета».

Некоторое время после создания университета студенчество верило в его демократический статус, но произвол администрации привел к тому, что в 1967 г. студенчество выступило с требованием заменить «свободный университет» контруниверситетом. Этот университет, организованный студентами в том же году, включал более 30 кружков и рабочих комиссий, занимавшихся проведением тич-инов. Контруниверситет был открыт для всех желающих, даже для тех, кто не принадлежал к студенческой общине.

Особенно большой размах движение за контруниверситет получило в дни всеобщей майской забастовки в 1968 г. во Франции. Если до этого «свободный университет» действовал на протяжении небольших промежутков времени, был рассчитан на то, чтобы удовлетворить потребность студенчества в информации и в свободном обмене мнениями, то в мае 1968 г. французскими студентами была предпринята попытка организации «свободного университета», если не как постоянно действующего, то во всяком случае длительно функционирующего в качестве самоуправляющейся студенческой общины.

Страницы: 1 2


Популярные статьи:

Задачи демографии и методы исследования
Задачами демографии является изучение тенденций и факторов демографических процессов; разработка демографических процессов; разработка мероприятий демографической политики. Для выявления подлинных тенденций демографических процессов надо о ...

Организация и методическое обеспечение системы непрерывного профессионального образования осужденных в исправительном учреждении
Преимущественным правом на получение высшего профессионального образования в ГОУ ВПО «Амурский государственный университет» пользуются осужденные, неукоснительно соблюдающие требования «Правил внутреннего распорядка исправительных учрежден ...

Типы семей по степени выраженности профилактического потенциала
По степени участия в защите подростка от наркотизации можно условно разделить все семьи, если отбросить крайние варианты («успешные» семьи и «неблагополучные»), на пять следующих типов: 1) семья протекторная (защищающая), активный участник ...