Методическая часть: программа исследования
Исследование направлено на изучение проблемы
эффективности стимулирования учебного процесса.
На современном этапе особое значение приобретает улучшение подготовки студентов высших учебных заведений к профессиональной деятельности. Будущее общества определяется уровнем образования молодого поколения.
Однако в последнее время сложилась противоречивая и сложная ситуация. С одной стороны, высокий конкурс при поступлении в учебные заведения свидетельствует о заинтересованности молодежи в получении знаний. С другой стороны, наблюдается снижение желания студентов усердно учиться. Происходит переоценка важности обучения и знаний на ценности материального характера ("будет диплом - найду хорошую работу"). Это значительно влияет на мотивацию учебной деятельности студентов, на их отношение к будущей профессии. Именно поэтому данное социологическое исследование актуально в настоящее время
, т.к. дает возможность раскрыть интересы и цели студентов, которые, по их мнению, влияют на их стимулирование обучения в высшем учебном заведении.
Цель исследования -
определить основные стимулы учебного процесса и их эффективность с точки зрения студентов.
Объектом
выступают студенты БГТУ им. Шухова очной формы обучения.
Предмет исследования -
отношение студентов к организации учебного процесса (эффективно ли стимулирование их обучения).
Основные понятия:
Образование -
процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.
Учебный процесс - система организации учебно-воспитательной деятельности, в основе которой - органическое единство и взаимосвязь преподавания и учения; направлен на достижение целей обучения и воспитания.
Высшее образование - совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Понимается также подготовка специалистов высшей квалификации для отраслей экономики, науки, техники и культуры в различного типа высших школах.
Стимул - побуждение к действию, побудительная причина поведения.
Самообразование - самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала.
Гипотезы исследования:
Предполагаю, что эффективный способ стимулировать обучение студентов - это показать, что знания необходимы для работы по специальности. Предполагаю, что дифференцированная оценка знаний учащихся стимулирует их для обучения. Предполагаю, что возможность сдавать экзамены, зачёты в упрощённой форме стимулирует прилежное (старательное) обучение студентов в течение семестра.
Задачи:
A. Выявить способы организации учебного процесса, которые бы стимулировали студентов для обучения.
B. Определить наиболее эффективные, по мнению студентов, стимулы обучения.
C. Выявить отношение студентов к стимулированию (стимулам) их обучения.
Популярные статьи:
Воспитательные организации.
В процессе социализации человека воспитательных организации играют двоякую роль. С одной стороны именно в них осуществляется социальное воспитание как социально – контролируемая часть социализации. С другой- они, как всякие человеческие об ...
Социология и политическая экономия
Взаимоотношение социологии и политической экономией определяется отношением их предметов. Так социология определяется как наука о наиболее общих закономерностях возникновения и развития человеческого общества как целостности общественных о ...
Становление социологии как науки
Политические революции, начавшиеся с Французской революции в Европе в 1789 г. и продолжавшиеся в течение всего XIX в., послужили импульсом для социологических разработок. Промышленная революция, охватившая многие западноевропейские государ ...