Методическая часть: программа исследования
Исследование направлено на изучение проблемы
эффективности стимулирования учебного процесса.
На современном этапе особое значение приобретает улучшение подготовки студентов высших учебных заведений к профессиональной деятельности. Будущее общества определяется уровнем образования молодого поколения.
Однако в последнее время сложилась противоречивая и сложная ситуация. С одной стороны, высокий конкурс при поступлении в учебные заведения свидетельствует о заинтересованности молодежи в получении знаний. С другой стороны, наблюдается снижение желания студентов усердно учиться. Происходит переоценка важности обучения и знаний на ценности материального характера ("будет диплом - найду хорошую работу"). Это значительно влияет на мотивацию учебной деятельности студентов, на их отношение к будущей профессии. Именно поэтому данное социологическое исследование актуально в настоящее время
, т.к. дает возможность раскрыть интересы и цели студентов, которые, по их мнению, влияют на их стимулирование обучения в высшем учебном заведении.
Цель исследования -
определить основные стимулы учебного процесса и их эффективность с точки зрения студентов.
Объектом
выступают студенты БГТУ им. Шухова очной формы обучения.
Предмет исследования -
отношение студентов к организации учебного процесса (эффективно ли стимулирование их обучения).
Основные понятия:
Образование -
процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.
Учебный процесс - система организации учебно-воспитательной деятельности, в основе которой - органическое единство и взаимосвязь преподавания и учения; направлен на достижение целей обучения и воспитания.
Высшее образование - совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Понимается также подготовка специалистов высшей квалификации для отраслей экономики, науки, техники и культуры в различного типа высших школах.
Стимул - побуждение к действию, побудительная причина поведения.
Самообразование - самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала.
Гипотезы исследования:
Предполагаю, что эффективный способ стимулировать обучение студентов - это показать, что знания необходимы для работы по специальности. Предполагаю, что дифференцированная оценка знаний учащихся стимулирует их для обучения. Предполагаю, что возможность сдавать экзамены, зачёты в упрощённой форме стимулирует прилежное (старательное) обучение студентов в течение семестра.
Задачи:
A. Выявить способы организации учебного процесса, которые бы стимулировали студентов для обучения.
B. Определить наиболее эффективные, по мнению студентов, стимулы обучения.
C. Выявить отношение студентов к стимулированию (стимулам) их обучения.
Популярные статьи:
Типологии культуры по способу восприятия и освоения
мира.
Питирим Сорокин (1889 —1968) типологизирует культуру на основе ведущих представлений о мире и методах его описания, выделяя идеациональный, чувственный, идеалистический, эклектичный типы. Выдвигая идею волнообразного движения культурных су ...
Ральф Дарендорф: конфликт и модернизация общества.
В своем критическом анализе сложившихся интерпретаций мира Дарендорф стремится к максимальному объективизму. Главный конфликт европейской истории XIX в. – это конфликт между предпринимателем и рабочим. Он развертывается в промышленной сфер ...
Социологические исследования
Так какой же все-таки социальный итог можно подвести сегодня? Как трансформируются в современных условиях средние слои российского общества? Сложился ли в постсоветской России так называемый средний класс, как и в каком направлении он эвол ...