Совершенствование социальной политики государства
Страница 1

Информация » Социальная политика государства » Совершенствование социальной политики государства

Социальную политику необходимо направлять на решение приоритетных проблем, выработку механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласование обязательств государства с реальными возможностями их финансирования. Решать эти задачи необходимо на основе государственных стандартов, развития самофинансирования и страховых принципов, укрепления финансовой базы социальной сферы.

Необходимо ориентироваться на основные приоритеты социальной политики на переходном этапе, а именно:

- Признание ответственности государства за социальное положение своих граждан;

- Гарантирование всем гражданам бесплатного образования и медицинского обслуживания;

- Приведение минимальной заработной платы, стипендий и пособий в соответствии с реальным прожиточным минимум;

- Гарантирование своевременной выплаты заработной платы работникам государственного сектора, пенсий, стипендий и т.д.;

- Недопущение массовой безработицы, переподготовка и повышение квалификации высвобождающейся рабочей силы;

- Поддержка семьи, материнства и детства, ветеранов и инвалидов;

- Борьба с преступностью.

Наиболее целесообразным для успешного функционирования социальной политики России является концентрация внимания на следующих трех блоках проблем.

- Общеметодологические подходы к формированию социального государства[2];

- Регулирование занятости, рынка труда, цены труда и заработной платы;

- Социальная защита населения, регулирование отношений в социальной сфере.

В рамках первого блока можно выделить следующие основные моменты.

Во-первых, коренное изменение экономических основ жизни общества, переход от административно-командных к рыночным экономическим моделям требует радикального изменения принципов социальной политики, подходов к их реализации.

Во-вторых, Российское государство может стать действительно социальным, только если три его элемента – эффективная экономика, сильная власть (законодательная, исполнительная, судебная) и общественные институты (система социального партнерства, согласование интересов главных субъектов трудовых отношений) – будут постоянно и эффективно взаимодействовать.

В-третьих, коренная перестройка всей социальной сферы должна основываться на базовых принципах демократического социального государства:

- приоритете прав человека и его основных свобод в сочетании с принципом индивидуальной ответственности гражданина за свое материальное благосостояние;

- солидарности, обусловленной взаимосвязанностью и взаимоответственностью общества и его членов;

- оптимальной поддержки как непосредственно со стороны самого государства, так и со стороны свободных ассоциаций людей, способных во все большей степени брать на себя решение многих социальных задач.

В-четвертых, при разработке государственных социальных программ должен доминировать перспективный, комплексный и социально ориентированный подход.

В-пятых, как показывает мировой опыт, огромную роль играют усилия государства, направленные на становление среднего класса, адресную помощь неимущим и прогрессивное налогообложение богатых.

В рамках второго блока проблем центральное внимание уделяется двум взаимосвязанным аспектам – политике занятости и политике доходов.

Важнейшее направление активной политики занятости – ускорение адаптации населения к требованиям рынка, развитие инфраструктуры рынка труда, системы подготовки кадров и т.д. На первый план выдвигаются проблемы совершенствования структуры занятости, диверсификация ее форм, способов реализации, недопущение массовой безработицы в масштабах России и постепенное оздоровление ситуации занятости в регионах, имеющих напряженность на рынке труда. Отсюда вытекает необходимость экспертизы всех федеральных целевых программ с точки зрения оценки их влияния на условия занятости по отраслям и в регионах.

Политика доходов включает в себя разработку мер, влияющих на формирование цены труда, ее динамику, отраслевую и региональную дифференциацию, в целях стимулирования роста цены рабочей силы и заработной платы, обеспечение своевременной ее выплаты, ограничения чрезмерной ее дифференциации, сближения минимальной заработной платы и прожиточного минимума. Например, средняя зарплата в промышленности в несколько раз ниже, чем пособие по безработице в развитых странах, не говоря уже о зарплате бюджетников и работников сельского хозяйства. Связь этого аспекта социальной политики с занятостью очевидна, поэтому их следует решать одновременно.

Страницы: 1 2 3


Популярные статьи:

Основные формы антиглобализма
Классификация антиглобалистского движения по различным формам является условной, как, впрочем, и любая классификация, так как на практике все формы антиглобалистского движения переплетаются. Однако предлагаемая классификация позволяет боле ...

Особенности человеческих желаний.
Человек ощущает удовлетворение от наполнения его потребностей: материальных, моральных, интеллектуальных и физических. Удовлетворение или наслаждение ощущается только при наличии очень сильного желания — когда ясно, чего желаешь. Получаемо ...

Средний класс в Беларуси
Начнём наконец анализ процесса зарождения белорусского среднего класса. Конец 80-х – начало 90-х: несбывшиеся надежды. Социальная структура советского посттоталитарного общества, несмотря на свой гомогенный и эгалитаристский характер, все ...