Современная религиозная ситуация в Республике Беларусь
Страница 2

Информация » Тенденции современной конфессиональной ситуации в Республике Беларусь » Современная религиозная ситуация в Республике Беларусь

v Процесс глобализации, который становится неотъемлемой частью современной истории, даёт повод задуматься о роли и ценности собственной религиозной традиции (в масштабах не личности, а этноса) в самосохранении культуры и народа. Принципиальная демократическая установка на равенство должна предполагать учёт сложившегося веками устоя жизни (прежде всего, ценностно-нормативного) данного народа, учёт значимости той или иной религиозной системы в процессе его формирования, самовоспроизводства и развития (что нашло отражение в Законе Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» 2002 г.). Глобализация, как навязывание единой для всех модели демократического постиндустриального развития, предполагает унификацию не только политическую и экономическую (что само по себе сомнительно), но и духовную, а ведь «социальные группы Запада и Востока если и совпадают по внешним параметрам, существенно отличаются по внутренним» [3,с. 81].

v События конца ХХ – начала XXI вв. позволяют говорить, что религиозные интересы «малых народов» в тех государствах, которые генерируют антизападническую позицию, могут использоваться сверхдержавами как повод к гуманитарной интервенции, к перекройке мира под свои интересы, но под предлогом защиты «обижаемых». В этой ситуации возникает насущная проблема в сохранении межконфессионального мира в Беларуси, в разработке основ объединяющей идеологии.

Анализ современного отечественного религиозного поля часто сопровождается попыткой обозначить специфику, а через неё и уникальность религиозной ситуации в Беларуси. В этой связи необходимо чётко представлять, что основные характеристики религиозной ситуации в Республике Беларусь должны быть представлены в виде двух отличных друг от друга смысловых горизонтов. Первый – характеристики, которые роднят Беларусь с западным миром, прежде всего, Европой; и здесь речь может идти только о подобии отечественной ситуации, о соответствии её мировым тенденциям. Второй горизонт – характеристики, которые составляют специфику религиозного поля Беларуси, обозначают его своеобразие и задают социокультурный контекст при разработке его законодательного оформления. Приводимые ниже характеристики, предлагаемые как содержательные моменты отечественной религиозности, соответствуют такому подходу [3, с.82].

1. Конфессиональная структура Беларуси свидетельствует о стандартной европейской ситуации, которая описывается двухуровневой моделью. Первый уровень – доминирующее христианство (с динамичным неопротестантским элементом), второй уровень – широкий спектр иных конфессий (с малым числом сторонников новых (нетрадиционных) религий). Беларусь может отличать лишь факт отказа от признания государственной религии или постулирования (оформленного законодательно) особого отношения к какой-либо конфессии, что не характерно для многих европейских государств.

2. Уровень религиозности населения, его воцерковленности, также роднит Беларусь с Западом. В среде верующих, прежде всего это касается традиционных для данных регионов религий, можно констатировать преобладание так называемых "партикулярных верующих". У них наблюдается явный раскол (несоответствие) между индивидуальной верой и культовым поведением, между личной убежденностью (религиозной самоидентификацией) и конфессиональной компетентностью (догматическим, каноническим соответствием), т.е. признание себя верующим не ведет к положенной частоте участия в общих и индивидуальных культовых действиях (богослужениях, постах, молитвах и т.п.). Теперь укажем на те характеристики, которые задают специфику отечественной религиозной ситуации. Во-первых, своеобразие религиозной ситуации в Беларуси «определяется прежде всего её геополитическим положением – на стыке западной и восточной цивилизаций, сосуществованием и поочерёдным доминированием католицизма и православия. Государства, находившиеся в разные исторические периоды на этнической территории Беларуси, всегда характеризовались поликонфессиональностью» [22, c.7]. Религиозная пестрота – историческая, естественно сложившаяся черта нашей культуры. Во-вторых, динамика религиозности в Беларуси отличается стремительностью и масштабностью процессов: обвальный рост числа верующих и, соответственно, религиозных организаций) и уменьшение числа атеистов и неверующих произошли за короткий срок – с 1986 года по конец 1990-х годов. Объяснить это, видимо, можно только достаточно стремительными темпами отмены духовной монополии атеистической идеологии марксизма-ленинизма в советском обществе и появлением реальной возможности каждому свободно определяться с отношением к религии [18, с.32].

В-третьих, только 65,9% зарегистрированных религиозных групп имеют собственные молитвенные здания. Такая ситуация – ситуация дефицита культовых зданий – может порождать некоторую напряжённость как в отношениях религиозных групп (разных конфессий, прежде всего) между собой, так и в их отношениях со светскими властями (органами местной власти, например). История Беларуси изобилует периодами передела культовых заданий между конфессиями, отчуждения церквей, костёлов, синагог в пользу светских структур, а то и просто их физического разрушения. Теперь же, на волне восстановления исторической справедливости, часто несколько конфессий претендуют на одно культовое сооружение или участок земли. В-четвертых, следует указать на рост конфессиональной пестроты (за десять лет число конфессий выросло с 8 до 26). Такое религиозное разнообразие возникает двумя путями. Первый путь – признание и легализация ранее запрещённых конфессий (например, униатство и некоторые протестантские течения). Второй путь – возникновение неокультов (нетрадиционных или новых религий), т.е. таких религиозных вероучений, которых у нас ранее не наблюдалось [16, с. 35].

Страницы: 1 2 3 4 5


Популярные статьи:

Коммуникация: понятие, особенности, виды. Понятие о социальной коммуникации
Коммуникация - явление, изучаемое многими науками, в том числе социологией, психологией, политологией, теорией коммуникации. Существуют различные виды коммуникации: массовая, межличностная, организационная, групповая и др. В связи с такой ...

Современная демографическая ситуация в мире и России. Демографический взрыв и демографический кризис
Одной из важнейших общественно-политических проблем в России сегодня является проблема депопуляции. С девяносто второго года население России постепенно убывает, с каждым годом всё быстрее. Этой проблемой озабочены и политики и простые люд ...

Социальная политика в области заработной платы
Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующее вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в прот ...