Современная религиозная ситуация в Республике Беларусь
Страница 5

Информация » Тенденции современной конфессиональной ситуации в Республике Беларусь » Современная религиозная ситуация в Республике Беларусь

Направления протестантизма лютеранство и кальвинизм были известны в Беларуси с XVI в., вера распространялась из соседней Пруссии и Ливонии. Во времена Реформации и позже учение Лютера не получило широкого распространения (в отличие от кальвинизма) и сохранилось в основном среди немецкого (частично латышского, литовского и польского) населения Беларуси.

Конфессиональное течение христиане веры евангельской (ХВЕ) образовалось в Беларуси в 1988 году, после выхода из Союза евангельских христиан-баптистов (ЕХБ). В настоящее время ХВЕ имеют собственную организационную структуру, а по количеству роста последователей и общин вышли на первое место среди всех протестантских организаций страны. На начало 2009 года насчитывалось 500 общин, в том числе 155 общины в Брестской и 133 общины в Минской областях. Кроме Союза ЕХБ (269 общины) зарегистрированы 9 общин христиан веры апостольской. Зарегистрированы также Белорусская конференция Адвентистов седьмого дня (72 общины), Христиане Полного Евангелия (54 общины). Легализована деятельность конфессионального объединения свидетелей Иеговы (26 общин) [26].

К христианским конфессиональным направлениям в Беларуси относится также униатство («греко-латинская», «греко-католическая», «православно-католическая», «белорусская» вера). В 1596 году в Бресте на церковном соборе была официально провозглашена уния (союз) католической и православной церкви. Согласно унии православная и католическая конфессии должны были объединиться под главенством Римского Папы. Униаты не отходили от основных догматов, традиций и обрядности православной церкви, однако признавали верховенство Римского Папы и некоторые католические символы веры, пытались придать ей специфический национально-культурный характер.

В Беларуси униатство возродилось в конце 1980-х годов. В отличие от многих других конфессий Беларуси униатская церковь не имеет широкой поддержки из-за рубежа или значительной части населения республики. На начало 2009 года было зарегистрировано 14 униатских общин (9 – в 1994 году) [26].

Последователи иудейской веры были известны в Беларуси еще в IX-XIII вв. Наиболее активный наплыв иудейского населения в Беларусь пришелся на 2-ю половину XVII – 1-ю половину XVIII в. Евреи расселялись согласно профессиональной специализации в крупных и средних городах, поселках городского типа (местечках). Активное возрождение местной иудейской конфессии в 1990-е годы несколько тормозится процессом постоянной эмиграции, а также внутренним религиозным расколом. На начало 2009 года в Беларуси действовали 46 общин, функционировало 8 синагог [29].

Ислам в Беларуси распространился в XIV-XVI вв. Этому содействовали великие князья литовские, которые приглашали татар-мусульман из Крыма и Золотой Орды для охраны границ государства. Уже с XIV в. татарам предлагались оседлый образ жизни, государственные чины, служебные посты.

К концу XVI в. в Беларуси и Литве осело более 100 тыс. человек татарского населения, включая принятых на службу, добровольно переселившихся, военнопленных и пр. Вероисповедание местных татар относится к суннитскому толку ислама. Большинство белорусских татар (особенно молодое поколение) не очень хорошо знают каноны традиционной веры, конфессионально нейтральны и склонны к религиозной толерантности. Культурно-религиозная элита татар с симпатией относится к идее белорусского национального возрождения и принимает в этом процессе непосредственное участие. На начало 2009 года насчитывалось 25 мусульманских общины. Наибольшее количество общин зарегистрировано в Гродненской области – 8 общин.

На волне религиозного возрождения в Беларуси распространились новые конфессиональные течения. Зарегистрированы общины Международного общества Сознания Кришны (6 общин), Бахаи (5 общин).

В Беларуси были попытки создания деструктивных сект – Белого братства, АУМ Сенрикё, сатанистов. В Республике Беларусь проводится работа по ликвидации влияния деструктивных сект на население [29].

Таким образом, религиозная ситуация в Республике Беларусь, имеет свою специфику. Основными её характеристиками является поликонфессиональность, динамичность развития религиозных общин, небольшое число «реальных верующих» и поддержка государством традиционных для страны конфессий.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Популярные статьи:

Культура
Общество, соц.структкра (институты и взаимодействующие группы), характер регулирования отношений м/ду людьми определяются культурой. Культура - это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов ...

Основные понятия и факторы демографической науки. Основные понятия демографии
Для достижения главной цели необходимо строго следовать поставленным задачам, поэтому рассмотрим систему понятий, лежащих в основе демографии. Демографический процесс — это последовательность однородных демографических событий в жизни люде ...

Становление познавательных возможностей метода опроса. Статистическая традиция метода опроса
В 20-е годы в США были разработаны и быстро вошли в моду количественные стандартизированные опросы. Период 30–60-х и отчасти 70-х годов ХХ века, был периодом огромной популярности количественных методов. Причины перелома исследовательской ...