Проблематика конфликта в социологии Макса Вебера

Информация » Конфликт в социологии » Проблематика конфликта в социологии Макса Вебера

Проблема конфликта пронизывает все три главные направления творчества выдающегося немецкого социолога: социологию политики, социологию религии и социологию экономической жизни.

Для современного общества, по Веберу, наиболее адекватны рациональная система права, согласие с властью, основанное на законе, наличие конституционных основ правопорядка и развитого гражданского самосознания, что не исключает глубокого политического конфликта между классами и статусными группами, составляющими данное общество.

Особую роль в современном политическом конфликте играет бюрократия. Вебер не выказывал морального негодования по поводу бюрократического произвола.

Не меньшую роль проблематика конфликта играла и в веберовской социологии религии. Здесь конфликт касался не вопросов распределения и перераспределения властных полномочий, а прежде всего мировоззреческо-ценностных установок, закреплявшихся в соответствующих типах религиозного мировоззрения.

С точки зрения Вебера, мировоззренческие установки мировых религий созданы вполне определенными социальными группами (пророки, святые, брахманы), каждая из которых имела свой «стиль жизни».

Вебер подходил к изучению религиозных идей с точки зрения их отношения к коллективным действиям и прежде всего с точки зрения изучения тех социальных процессов, благодаря которым прозрение и вдохновение нескольких становится убеждением множества людей. Он полагает, что каждая социальная группа характеризуется склонностью к идеям определенного направления, соответствующим их образу жизни.

С точки зрения Вебера, общество – это арена действия борющихся между собой статусных групп, каждая из которых имеет свои собственные экономические интересы, амбиции, понимание мира и других людей.

Внимание к постоянной борьбе между различными социальными группами было сердцевиной веберовского мировоззрения. Он понимал, что определенные конфликты, в основе которых лежит противостояние конечных ценностей, не могут быть устранены никакой аргументацией или разъяснением позиций. Но это отнюдь не означает, что общество характеризуется постоянной нестабильностью.


Популярные статьи:

Анализ структуры и движения персонала
Для того чтобы проанализировать систему управления персоналом фирмы, целесообразно рассмотреть персонал организации по возрастной структуре, по уровню образования, по стажу работы в данной организации, по полу. Рассмотрим структуру персона ...

Социальная групповая работа
Социальная групповая работа — это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные сферы человеческой жизнедеятельности — от благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Клиентами социальн ...

Типологии культуры по способу восприятия и освоения мира.
Питирим Сорокин (1889 —1968) типологизирует культуру на основе ведущих представлений о мире и методах его описания, выделяя идеациональный, чувственный, идеалистический, эклектичный типы. Выдвигая идею волнообразного движения культурных су ...